вторник, 29 апреля 2014 г.

В этот день в 1840 году в Англии...


Как гласит календарь, 1 мая 1840 года в Англии появилась на свет первая почтовая марка.  Я решил узнать об этом событии поподробнее, и, конечно, обратился к книгам, имеющимся в моём доме - Зональной научной библиотеке СГУ.

Краткая история моего поиска в картинках:





Таким образом я нашёл несколько книг. Представлю только две.

Первая книга, которую я сразу начал читать:



Глава "Кусочки раскрашенной бумаги"

Первая приклеиваемая почтовая марка, выпущенная в Англии 1 мая 1840 г., не была каким-то новым изобретением. Марки, хотя и не такого типа, существовали уже давно, почти несколько столетий. Поэтому мы можем с полным правом сказать, что "чёрный пенни" (образное название первой английской почтовой марки, распространённое среди филателистов) оказался всего навсего результатом использования более ранних идей.
Ещё в 1653 г. некий де Виллайе создал в Париже почтовое отделение, где письма упаковывались в специальную обертку. До нас не дошло ни одной такой обертки, поскольку она уничтожалась при вскрытии. Однако специалисты считают, что на ней имелась эмблема, которая и была своего рода "маркой". В Англии, при Уильяме Питте (1759-1806) существовали марки, свидетельствующие об уплате шляпного налога, в царствование Георга III (1738-1820) - гербовые марки, при внесении налога на обои. В Греции в 1831 г. марки выдавались при уплате подушного налога. Примерно в то же время в Южной Африке гербовыми марками удостоверялась уплата налога на газеты.
... "Чёрный пенни" - это, бесспорно, удачная марка как с полиграфической, так и с художественной сторон. Она явилась эталоном для многочисленных выпусков, которым суждено было вслед за нею появиться на свет как в Англии, так и в других странах. Тщательная гравировка, спокойный фон и отсутствие лишних деталей в рисунке, удобные размер и форма обеспечили ей успех.
Однако не следует думать, будто процесс рождения "чёрного пенни" протекал безболезненно. Потребовалось немало времени и сил, прежде чем марка увидела свет. Трудности состояли не только в создании рисунка, но и в способе воспроизведения его. Много забот доставило изготовление первой печатной формы. Новые препятствия возникли, когда дело дошло до нанесения клеевого слоя на обратную сторону отпечатанных листов. Недаром 22 апреля 1840 г. печатники фирмы "Перкинс, Бэкон энд Петч" признавались публично: "Вот уже пять дней мы занимаемся нанесением клейкого слоя на марки, и трудности, с которыми мы столкнулись, не поддаются описанию".
Но день, когда марки были пущены в продажу, в конце концов наступил, и Роуленд Хилл записал в своём дневнике 1 мая 1840 г.: "В первый раз марки выпущены сегодня (в Лондоне) для населения. Страшная суматоха на почтамте". Кстати, марки официально поступили в обращение лишь 6 мая.
Как это часто бывает с нововведениями, почтовые марки не сразу всем пришлись по вкусу. Кое-кто не оценил их пользы, кое-кому не понравился клей на их обратной стороне. Распространились слухи, не имевшие под собой никакой почвы, будто клей вызывает рак языка. Они рассеялись лишь спустя 12 лет, когда был опубликован "Отчёт специального комитета по почтовым маркам", судя по которому составными частями клея были "картофельный крахмал, пшеничный крахмал и столярный клей".
...Приклеивающиеся почтовые марки, очень скоро получив всеобщее признание в Англии, нашли широкое распространение в Европе и других частях света. Через пару лет после памятного майского дня частная почтовая служба в Нью-Йорке ввела в употребление марки в Западном полушарии. ... Затем марки были пущены в обиход Швейцарией и Бразилией (1843 г.) и через короткое время покорили одну за другой все страны.

Из главы "Фред Мельвиль"


Говорят - поэтом надо родиться. То же самое можно сказать и о филателисте. Ибо любви к маркам нельзя приучить - она должна быть заложена в крови.
Эта любовь, без всякого сомнения, была в крови Фредерика Джона Мельвиля. Найдётся ли ещё 11-летний мальчик, который потащил своего скептически настроенного отца на выставку марок, -  и это в те дни, когда филателией занималась небольшая кучка людей! Да и сама эта выставка предназначалась для избранных, так как устроило её Лондонское королевское филателистическое общество.
Основу выставки составляли марки Британской Вест-Индии. Можно представить себе попытки юного Фреда обратить внимание отца на редкую литографию Тринидада или провизорий Барбадоса! Скорее всего отца утомляло однообразие, но вряд ли он мог не обратить внимание на эрудицию своего сына в этих вопросах.
...Школьные годы в Вестминстере были свидетелем склонности Фреда. Его отец - Томас Джоплинг Мельвиль, журналист по профессии, -работал в газете "Скотсмен". Не удивительно, что по его примеру Фред впоследствии избрал профессию журналиста. направлявший его по этой стезе Альфред Хармсуорт посоветовал специализироваться на интересующей его теме. А что дороже филателии!
... Наибольшую известность принесла ему серия из 28 брошюр, каждая из которых была небольшим исследованием о почтовых марках группы стран. Эта серия - "The Melville Stamp Books" - издавалась с перерывами с 1908 по 1936 г. Именно благодаря ей, а также многочисленным статьям для периодической печати имя Мельвиля получило широкую известность среди коллекционеров всего мира. Его авторитет ещё более возрос после того, как он выступил одним из организаторов Международной филателистической выставки, состоявшейся в 1912 г. в Лондоне. С тех пор Мельвиля включали в члены жюри почти всех крупных филателистических выставок в разных частях света. Благодаря этому он познакомился с большинством самых значительных коллекций.


Далее в книге рассказывается о фальшивых марках, о марках несуществующих государств, а также целые разделы книги посвящены советам для начинающих коллекционеров и классификации марок.
 Завершается книга разделом "Тематическая коллекция", который принадлежит перу редактора книги - Б. Стальбаума. Не могу не сказать об этом, ибо мне показалось такое дополнение довольно забавным. Оно является данью своему времени, думаю, без этого раздела, целиком и полностью посвящённого буржуазной филателии и филателии советской (конечно,более правильной), книга просто не увидела бы свет. "Поучительным примером может служить выдающаяся ленинская тематическая коллекция почтовых марок, собранная московским филателистом И. Збарским. Она отмечена почётными наградами на многих московских и международных выставках".
Далее предлагаются такие разделы для коллекции: "Торжество великих идей ленинизма (1924-1970)", "Имени Ленина" и пр. В общем, добросовестный читатель, привыкший читать от корки до корки (а запоминается, мы помним, последняя фраза), отложит книгу и собирать будет не иначе как такую вот ленинскую коллекцию... На мой взгляд, такой ангажированный последний раздел перечеркивает весь романтический настрой книги Л. и М. Уильямс. Но это - моё мнение.

Возвращаясь к самой книге: интересны главы "Ошибки полиграфистов", "Интересные находки", "Эдуард Пэмбертон - отец научной филателии", "Полупочтовые марки", впрочем, вся книга пронизана искренней заинтересованностью авторов и профессионализмом. Напомню, книга 1964 года издания, конечно, филателия во многом уже ушла вперёд.

Вторая книга, которую я хочу представить:




Из этой книги можно много узнать прежде всего о почте. Об этом говорят названия глав (все приводить не буду):
  • Была ли почта при Цезаре?
  • "Курсус публикус" в Древнем Риме
  • Почта калифов, ацтеков и инков
  • Почта в Испании и во Франции
  • Первые государственные почты Германии: Бранденбург - Пруссия -Саксония
  • "Овсяный двигатель" вытесняется "паровым конём"
  • Первая морская почта
  • Зарождение воздушной почты
  • Автопочтамты
  • Почта на трамвае

 Глава "Почта на трамвае"

 В 1917 г., когда в Германии начал ощущаться острый недостаток горючего и корма для лошадей, Главная почтовая дирекция Берлина организовала доставку посылок на трамвае. Первоначально к моторным вагонам прицеплялось по нескольку почтовых повозок, которые вскоре были заменены трамвайными прицепными вагонами.
В ночь с 10 на 11 февраля 1917 г. первые почтовые трамваи совершили рейсы от Силезского вокзала до почтамта SW77. Они перевезли за ночь около 13 тыс. посылок и бандеролей. С тех пор трамвай прочно вошёл в жизнь берлинской почты. Он связал вокзалы с газетным и посылочным почтамтами. А с декабря 1923 г. по улицам Берлина стали курсировать специально оборудованные трамвайные почтовые поезда. Их моторные вагоны и прицепы,ю выкрашенные в жёлтый цвет, имели надпись "Германская рейхспочта".
Используя берлинский опыт, почта организовала перевозку посылок трамваями в Мюнхене и Штутгарте. на гамбургском трамвае, по примеру некоторых городов Бельгии, Голландии, Швеции и Соединённых Штатов Америки, был организован  обмен письмами. Все трамвайные поезда, курсировавшие до главного вокзала, имели специальные почтовые ящики. Их верхняя часть служила обычным почтовым ящиком, а нижняя использовалась для обмена письмами между почтовыми отделениями. В трамвайные ящики ежедневно опускалось в среднем до 4 тыс. писем и по 1 тыс. писем обменивалось между почтовыми отделениями.

Ну а теперь перейдём к главам о марках и филателии (этим темам посвящена вторая половина книги):

  • "Голубой Маврикий"
  •  О "базельской голубке" и "жёлтой собаке"
  • Марки и история
  • Сквозь лупу
  • "Коллекционеры - счастливые люди" (Гёте)

Из подглавы "Роулэнд Хилл и "пенни блэк"

В 1840 г. началась новая эпоха в истории почты. 6 мая британская почта первой в мире выпустила в обращение почтовые марки достоинством в 1 пении (чёрная) и 2 пенса (синяя), а также конверты таких же номиналов и цветов. Английские коллекционеры назвали впоследствии первую в мире почтовую марку "пенни блэк" ("чёрный пенни").
 ... Почтовые тарифы в те времена устанавливались в зависимости от расстояния и количества листов, из которых состояло письмо. Полная плата за доставку взималась за каждый лист письма. Минимальный тариф в Англии, например, составлял 2 пенса. Однако, в зависимости от расстояния и многих других факторов, пересылка письма, состоявшего всего лишь из одного листа, зачастую обходилась в полтора шиллинга. По этой причине среди купцов распространился обычай писать на одном листе несколько писем. Получив такой лист, адресат разрезал его на части и каждую из них передавал по назначению. Много писем доставлялось в обход почты, "с оказией". Один купец из Глазго откровенно признался, что в 1836 г. получил по почте 2068 писем, а непочтовым путём - 5861 письмо.
Эти факты побудили члена английского парламента Сэмюэля Робертса выпустить брошюру, в которой он требовал введения единого тарифа в 1 пенни для всех писем. В 1834 г. книготорговец и газетный издатель Чарльз Найт внёс предложение о выпуске конвертов стоимостью в 1 пенни для пересылки газет. Оба эти предложения не вызвали сочувствия в генеральном почтовом управлении.
Три года спустя королевский почмейстер Роуленд Хилл вернулся к этим предложениям.

Какова дальнейшая история с тарифами, кто первым придумал приклеивать марку на конверт и на марке какой страны помещён портрет Роуленда Хилла можно узнать, прочитав книгу полностью (чем я и займусь в праздничные дни).

В презентации ниже - выдержки из нашего каталога - обо всех книгах-то не расскажешь, их надо читать!

Комментариев нет:

Отправить комментарий