среда, 11 ноября 2015 г.

Алексей Александрович Бахрушин. К 150-летию со дня рождения.

3 ноября 2015 года в ЗНБ СГУ с обзором на тему «150 лет со дня рождения купца, мецената, создателя частного литературно-театрального музея А. А. Бахрушина (1865-1929)», выступила библиотекарь 2 категории отдела хранения фондов Инна Ивановна Шевченко. Предлагаем материалы обзора.

Алексей Александрович Бахрушин родился в Москве 31 января 1865 года в большой купеческой семье: имел двух старших братьев и трех сестер. И хотя семья была очень богатой, к роскоши Бахрушины не стремились, вкладывали большие деньги в благотворительность. В семье был обычай: по окончании каждого года, благоприятного в финансовом отношении, выделять суммы на помощь бедным, больным, престарелым, учащимся. В Москве их называли «профессиональными благотворителями». На родине предков, в Зарайске, Бахрушины построили церковь, богадельню, родильный дом, больницу, амбулаторию. В 1887 году ими в Москве была выстроена больница неизлечимых болезней на 200 кроватей. А в 1895 году на выделенные ими деньги был построен городской сиротский приют для мальчиков. В приюте действовала не только школа, но и мастерские для обучения ремеслам- электротехническая и художественно-слесарная.
В 1898 году Бахрушины строят на Болотной площади «Дом бесплатных квартир» для вдов с детьми и учащихся девушек. Через 2 года построили ещё два здания на Софийской набережной. При них были открыты два детских сада, начальное и ремесленное училище для мальчиков, профессиональная школа для девочек. Имелись общие рабочие комнаты со швейными машинками и бесплатная столовая.
Известно, что в конце 70-х годов XIX века Алексей Бахрушин учился в частной гимназии Креймана. И хотя учился он хорошо, из 7-го класса гимназии ушел, объявив, что хочет идти работать на завод. Для отца, фанатика промышленной деятельности, это был достаточно веский аргумент. И в 1888 году Алексей включился в семейное дело. Начинали предки Бахрушина с маленькой кожевенной фабрики. Потом фабрика переросла в завод. Завод был новаторским: неустанно совершенствовались технологии, закупалось современное оборудование, владельцы ездили перенимать опыт в Англию, Францию, Германию. Через некоторое время модернизированный завод начал приносить огромные доходы. Построена была суконно-ткацкая фабрика и открыта торговля сукном в Харькове и в Ростове-на-Дону. Со временем, возглавив семейное дело, Алексей Александрович продолжил развитие «Кожевенно-суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья» вплоть до 1917 года. За свои промышленные достижения он удостоился нескольких золотых медалей и ордена Святой Анны 3-й степени.
Но так уж был устроен Алексей Александрович, что он активно занимался и общественной деятельностью: был членом Московского биржевого общества, членов Совета Русского театрального общества, членов Совета больницы и родильного приюта…
Алексей Александрович относился к московской «купеческой аристократии»,  любил одеваться по моде, любил оперу, увлекался театром и балетом, играл в любительских спектаклях. Испытывал восторженное преклонение (пронесенное через всю жизнь) перед мастерами Малого театра - Ермоловой, Федотовой, Никулиной, Садовским, Ленским.
Но мысль о создании театрального музея появилась у него не сразу. Толчок к этому дало глупое пари. Однажды в компании молодежи приятель хвастался собранными им разного рода театральными реликвиями: афишами, фотографиями, купленными у антикваров. Как правило, Бахрушин молча и неодобрительно выслушивал его хвастовство, которое он с детства был приучен рассматривать как порок… Но однажды не выдержал: «Чего ты хвастаешь, да я за месяц больше тебя соберу…». Окружающие поддержали спор и было заключено пари. Бахрушин его выиграл и неожиданно для себя понял свое призвание. Как он потом считал, первенцем коллекции была серия из 22-х маленьких портретов, на которых были изображены крепостные актеры Шереметьевского театра в Кускове, купленная им за 50 рублей на Сухаревке у тамошних грошовых антикваров.
«Вскоре театральное собирательство, - вспоминал его сын, - превратилось у него в страсть». Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура. Постепенно он начинает смотреть на все свои занятия и дела только с точки зрения их полезности для своего дела - собирательства по театру. Так,  узнав о кончине актера Малого театра Ленского, Бахрушин тут же едет в театр и, не имея на это никакого права, опечатывает его артистическую уборную. Получив согласие вдовы покойного на передачу театральных вещей Ленского в  коллекцию, Бахрушин находит собственные зарисовки актера к созданным им сценическим образам.
Приведем ещё один пример того, как Алексей Александрович собирал свои коллекции. Узнав, что сносят развалившийся дом актера малого театра Прова Михайловича Садовского, Бахрушин захватил с собой корзину и пошел ночью на «раскопки». Там он нашел ценнейшие материалы, помимо писем и переводов Садовского, были обнаружены письма Островского, его записные книжки, дневники и автографы.
Конечно, не сразу коллекционеру хватило чутья, умения по достоинству оценить, отобрать для коллекции действительно стоящие вещи. Но судьба в один прекрасный день сталкивает его в художественном магазине на Кузнецком мосту с режиссером Малого театра Кондратьевым, который впоследствии поддерживал Алексея Александровича, передавал в коллекцию театральные мелочи, принадлежавшие ранее кому-либо из актеров. И сам Бахрушин все больше и больше сближался с театральным миром… Он был широко образованным человеком: хорошо знал автографы театральных и литературных деятелей, помнил имена, события, связанные с театром, факты из жизни композиторов, драматургов, актеров…
Впервые Алексей Александрович показал свою коллекцию друзьям 11 июня 1894 года. 30 октября того же года Бахрушин организовал выставку для всех желающих. Этот день он считал официальной датой основания музея.
Каждое воскресенье он ездил на Сухаревку и долго копался у местных антикваров. В поисках экспонатов Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России. Совершались ежегодные поездки за границу. Из заграницы он привез личные вещи французской актрисы мадмуазель Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии.
Алексею Александровичу посчастливилось найти жену, которая относилась к коллекции мужа с таким же рвением и увлечением, как и он сам. Она была дочерью выходца из купеческого сословия, миллионера-суконщика Носова. Вера Васильевна страстно увлекалась театром. Научилась машинописи, переплетному делу, тиснению по коже, была отличным фотографом. На ее обязанности лежал сбор афиш премьерных спектаклей, материалов прессы.
В качестве свадебного подарка Бахрушин-отец подарил сыну участок земли, где вскоре был построен двухэтажный особняк.
Круг театральных знакомств Бахрушиных увеличивался с каждым днем. В семейные традиции вошла так называемая «бахрушинская суббота». В субботу императорские театры не играли и поэтому в доме Бахрушиных дверь по субботним вечерам была открыта для всех лиц, имевших то или иное отношение к искусству. Приезжали званые и незваные, знакомые и незнакомые. Начинались субботы с 9 часов вечера, затем гости расходились по музею или просто беседовали. Часа в два ночи сервировался простой домашний ужин, после которого устраивались импровизированные артистические выступления, писали и рисовали в домашний альбом. Разъезжались гости в 5 часов утра.
Изначально молодые Бахрушины решили, что три комнаты в полуподвальном этаже дома отойдут под коллекцию, а остальные будут использованы для хозяйственных нужд. Но собрание театральных реликвий разрасталось как на дрожжах. Одним из основных источников пополнения коллекции были дары «Лицедействующей братии». Идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Алексей Александрович ни от чего не отказывался: старинные музыкальные инструменты, рукописи актеров, писателей, драматургов, картины и театральные эскизы работы Тропинина, Головина, братьев Васнецовых, Репина, Врубеля, Коровина, Кустодиева, собрания театральных биноклей, дамских вееров, личные вещи актеров, предметы театрального быта. Это собирательство способствовало избранию Бахрушина в члены театрального общества.
С каждым днем пополнялась Бахрушинская коллекция, она требовала новых помещений. Полуподвальный этаж дома был занят целиком, потом часть жилого верха - буфетная, детская, коридор, конюшня и каретный сарай во дворе. Дом разбухал от вещей, книг и бумаг.
В 1913 году отец отдал в распоряжение Алексея Александровича ещё один особняк, и он также вскоре доверху был забит. Бахрушин постоянно перебирал, раскладывал свои сокровища, сортировал по отделам: литературный, драматический и музыкальный.
В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Княжнина, Сумарокова, Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. Немалый интерес предоставляли и сочинения по истории театра, журналы, сборники. Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований.
В драматическом разделе были собраны декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актеров и драматургов, предметы театрального быта. Среди произведений декораторов хранились работы крупнейших театральных художников конца XIX - начала XX веков. Были здесь и народные картинки с изображениями «бесовских потех». У Бахрушина была полная обстановка кабинета Комиссаржевской, гримерная Варламова. Изюминка собрания - коллекция балетных туфелек со времен Тальони до Павловой. Театральный быт представлен уникальной коллекцией зрительских трубочек и театральных биноклей.
Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времен и народов: славянские гусли, румынская кобза, европейская мандолина, китайская флейта и даже африканские трубы.
Собрание Алексея Александровича стало столь обширным, что владелец начал задумываться о его дальнейшей судьбе. Он понимал, что его собрание переросло рамки личного и должно иметь значение общественного. Так вот что он пишет в 1909 году Российской Академии наук: «Мой Литературно-театральный музей должен служить научным пособием для лиц, занимающихся историей литературы вообще и историей театра в частности, а также он должен быть доступным всему русскому образовательному обществу, я не считаю возможным оставлять свой музей в своем единоличном пользовании и нахожу, что он должен составлять государственное достояние…». Он предлагает передать свой музей в собственность Московского городского самоуправления. Но маститые отцы города стали всячески отмахиваться от этой затеи. Бахрушин был в отчаянии - огромное собрание, уже тогда стоившее сотни тысяч, предлагаемое бесплатно государству, оказалось никому не нужным. Длительная и сложная переписка шла между Бахрушиным и Академией наук четыре года, и лишь 23 ноября 1913 года все же состоялась передача музея в собственность государства. Цель Алексея Александровича была наконец-то достигнута - музей становится достоянием народа и предоставляется для бесплатного всеобщего обозрения. В 1915 году за пожертвование музея Бахрушин был удостоен орденом Святого Владимира 4-й степени.
В создание музея Бахрушин вложил не только много умения, души, любви к театру, но и громадные деньги. Это был музей, о котором говорили, что Европа не знает подобных театральных палат.
После революции, лишившись миллионов, Бахрушин продолжал дело своей жизни. Оставаясь заведующим музея, он считал каждый советский грош, и умел на скудные бюджетные средства пополнять хранилище музея. Но надо сказать, что экспонатами музей пополнялся и за счет национализации частных коллекций.
Алексей Александрович Бахрушин оставался во главе музея до самой смерти. Умер он в усадьбе Малые Горки 7 июня 1929 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
В годы Великой Отечественной войны музей оставался в Москве и не был эвакуирован. В эти годы музей пополнялся материалами о работе театральных фронтовых коллективов. Фронтовые дневники, тысячи фронтовых фото, карта со звёздочками, где отмечены пункты, в которых проходили выступления театральных бригад. Когда посетители смотрят на эту карту, то видят, что актеры прошли с нашей армией весь ее боевой путь.
До сих пор музей находится на старом месте в Замоскворечье (недалеко от станции метро Павелецкая) в старинном особняке, построенном в 1896 году по проекту архитектора Гиппиуса. Фонд музея насчитывает более полутора миллионов экспонатов (25 залов), а также 11 филиалов: Дом музей Островского, Дом музей Ермоловой… Штат музея составляет 200 сотрудников.
В музее проводятся выставки, вечера воспоминаний старейших мастеров сцены, занятия со студентами МГУ, Государственного театрального и Московского художественного институтов по истории декорационной живописи. Издательский отдел выпускает научные и научно-популярные издания, пропагандирующие художественное наследие и научный потенциал Театрального музея им. А. А. Бахрушина.
В музее сформировано новое подразделение - Чехов-институт и его филиалы. Их главная цель - пропаганда русской культуры в России и за рубежом.

Дело Алексея Александровича Бахрушина живет до сих пор и вносит значительный вклад в развитие нашей культуры, как ему и мечталось…


Литература из фондов ЗНБ СГУ, по материалам которой готовился обзор.

А920936

Алексей Александрович Бахрушин : основатель театрального музея (1865-1929) / Министерство культуры РСФСР ; Государственный Центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина. Москва : [б. м.], 1969. [10] л. : ил.

Буклет посвящён истории создания собрания А. А. Бахрушина. Кратко представлены отдельные коллекции музея. 





А494474
Бахрушин, Ю. А. Воспоминания / Ю. А. Бахрушин. ; подгот. текста, вступ. ст. и комм. Н. Сочинской. Москва : Художественная литература, 1994. 700, [4] с., [8] вкл. л. ил. ISBN 5-280-02442-22.

Воспоминания Юрия Алексеевича Бахрушина, сына А. А. Бахрушина, - это не только история детства и отрочества самого автора, но и история знаменитого купеческого рода Бахрушиных, история российского коллекционирования и создания Театрального музея.














А920937
Государственный Центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина. 75 лет / Министерство культуры РСФСР. Москва : [б. и.], 1969. [14] с. : ил., фот.

Изданный к 75-летию музея имени А. А. Бахрушина, буклет информирует о некоторых коллекциях и экспозициях. 








А917514
Доманский, Ю. В. Чеховская ремарка: некоторые наблюдения : монография / Ю. В. Доманский. Москва : ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2014. 119, [1] с. (Бахрушинская серия). ISBN 978-5-901977-79-8.

Каждый раз, перечитывая драмы Чехова, мы с вами удивляемся тем или иным отдельным проявлениям чеховской ремарки, которых почему-то прежде не замечали, удивляемся таким проявлениям, где слово функционирует совсем не так, как мы с вами привыкли. В эпизодах с нетрадиционными ремарками существенно возрастает какая-то нетривиальная значимость и этих эпизодов, и участвующих в них персонажей. Нетривиальным проявлениям паратекстуального слова в драматургии А. П. Чехова и посвящена эта книга.









А917515
Наследие А. П. Скафтымова и поэтика чеховской драматургии : материалы Первых Международных Скафтымовских Чтений (Саратов, 16-18 октября 2013 г.) : коллективная монография / редкол. : В. В. Гульченко [и др.]. Москва : ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2014. 240 с. : ил. (Бахрушинская серия). ISBN 978-5-901977-80-4.

Саратовский государственный университет - основная научная вотчина исследователя-филолога Александра Павловича Скафтымова - и Чехов-институт (Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина) совместно с Международной Чеховской лабораторией сочли возможным и необходимым ежегодно проводить международные Скафтымовские чтения. На этих конференциях могут встречаться и обмениваться мыслями и идеями литературоведы, театроведы, писатели, драматурги, практики театра - все, кого интересуют место и судьбы чеховского наследия в современной мировой культуре.



465681
Филиппов, Вл. Театральный музей имени А. А. Бахрушина / Вл. Филиппов, Бор. Медведев. Москва : Московский рабочий, 1955. 268, [3] с. : ил. (По музеям и выставкам Москвы и Подмосковья).

Книга рассказывает о том, как создавался музей, о некоторых страницах его истории.





Комментариев нет:

Отправить комментарий