понедельник, 14 декабря 2015 г.

Обзор профессиональной периодической литературы по вопросам внедрения в работу библиотек новых информационных технологий

24 ноября 2015 года в ЗНБ СГУ состоялся обзор по страницам журнала «Научные и технические библиотеки».
Обзор провела заведующая отделом компьютеризации библиотечно-информационных процессов ЗНБ СГУ Лариса Алексеевна Денисова.
Предлагаем материалы обзора.

Журнал "Научные и технические библиотеки" традиционно выбирается для нашего тематического обзора, посвященного внедрению новых информационных технологий в работу библиотек. Выбор именно этого журнала обусловлен прежде всего тем, что само название свидетельствует о специфической направленности обсуждаемых на его страницах вопросов. Издателем журнала является ГПНТБ, разработчик используемой нашей библиотекой системы ИРБИС. И естественно, что самые актуальные проблемы и практический опыт использования системы в большей степени отражены в публикациях именно этого журнала. Кроме того, ГПНТБ является не только участником многих российских и зарубежных библиотечных конференций, но и организует такие крупнейшие и известные форумы, как КРЫМ и ЛИБКОМ. Материалы этих мероприятий подробно освещаются на страницах журнала. Итак, постараюсь поделиться тем, какие публикации привлекли мое внимание, и надеюсь, что заинтересуют и вас.
Начавшаяся в обществе некоторое время назад дискуссия о месте и роли библиотек в современном мире находит свое отражение и на страницах журнала.
Здесь хотелось бы обратить ваше внимание на ст. Я. Л. Шрайберга «Библиотеки и Интернет: единство и борьба противоположностей и загадочные перспективы в изменяющейся социокультурной и информационной среде». Ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2014. Опубликовано в №10 за 2014 год.
Автором подробно рассмотрено, как Интернет и интернет-технологии повлияли на деятельность библиотек. Подчёркнуто, что будущее библиотек неразрывно связано с активным использованием интернет-технологий во всех сферах библиотечной работы и прежде всего в обслуживании пользователей.
Будущее библиотеки многие друзья, враги и даже равнодушные люди, в первую очередь, связывают с Интернетом, даже скорее не именно с Интернетом, а с коммуникационной средой всего человечества, которое базируется на Интернете.
Без возможностей и сервисов Интернета библиотека будущего не может даже мыслиться. Интернет – это не «глобальная библиотека», как полагают многие «прогнозисты». Автор статьи предпочитает говорить – «глобальная помойка», которую надо чистить, облагораживать и всячески улучшать в интересах не только библиотечного, научного, образовательного сообщества, но и всего человечества в целом. Более правильно было бы сказать, хотя и это очень спорно, словами известного американского учёного Джона Паулоса: «Интернет – крупнейшая в мире библиотека, только все книги разбросаны по полу».
Молодое поколение (имеются в виду те, кто родился после 1990 г.) весьма смутно помнит или вообще уже не помнит жизнь без Интернета, и именно это поколение, которое называют «поколение Google», или «поколение Сети», будет определять в ближайшем будущем отношение общества к библиотеке и востребованность им библиотечных услуг.
Ещё в 2006 г. Корпорация OCLC выпустила отчёт, в котором говорилось об информационном поведении «поколения Google» – студентов американских университетов и колледжей. В этом отчёте отмечено, что 89% студентов для поиска нужной им информации сразу же используют браузеры Интернета, причём поисковые запросы составляются, как кто умеет, и лишь 2% (всего!) пытаются начать с веб-сайтов библиотек. При этом 93% оказываются вполне удовлетворёнными результатом поиска и не пытаются ещё что-то найти, тем более в библиотеках (хотя бы в онлайновом режиме). О том, чтобы прийти в библиотеку, речь вообще не идёт. А среди тех 2%, которые всё же рискнули начать поиск с библиотечных веб-сайтов, 84% остаются удовлетворёнными, а 16% начинают «гулять» по Всемирной паутине. Это – в 2006 г.
В 2008 г. профессор Университетского колледжа в Лондоне Ян Роуланд, завершив специальное исследование, проводившееся по поручению Британской библиотеки, опубликовал отчет «Информационное поведение будущих пользователей».
Основной целью этого исследования было прогнозирование модели поведения будущих исследователей и других пользователей библиотечно-информационных ресурсов через 5–10 лет при необходимости поиска информации. Автор надеется, что его результаты помогут библиотекам и информационным службам перестроиться с учётом новых реалий. А что определяет эти новые реалии? Конечно же, современная коммуникационная среда Интернета со всеми существующими и только разворачивающимися платформами веб 2.0 и другими современными приложениями, среди которых: блоги, социальные сети, твиттер; потоковые данные и мгновенные сообщения; мобильный доступ и приложения; «облачные» вычисления; семантический веб; цифровые ресурсы и библиотеки; Google со всеми сервисами, и ряд других.
Молодые пользователи, как правило, используют возможности «поисковиков» без определённого знания и навыков и удовлетворяются тем, что найдут в Интернете. Во многих случаях пользователи считают, что раз результат получен через известные навигаторы – Google, Yandex или Yahoo!, то это уже гарантия авторитетности источника. Но мы прекрасно знаем, что это далеко не так.
Ни для кого не секрет, что сегодня по разным причинам падает посещаемость библиотек, пустеют читальные залы – и никакие, даже сверхвысокие показатели онлайновых визитов на библиотечные сайты эту ситуацию не исправляют, разве только для объединённой статистики посещений.
Читальные залы большинства универсальных и научных библиотек заполняют те студенты (но их, к сожалению, немного), которые всё ещё хотят воспользоваться не только библиотечными фондами, но и удобными читальными залами и бесплатным Интернетом, как правило Wi-Fi, для подготовки к экзаменам. Уже давно кто-то из отечественных директоров библиотеки удачно определил это явление как превращение библиотек в «студенческие читалки». Для вузовских и даже муниципальных библиотек это нормально, а для крупных универсальных и научных библиотек – ещё не трагедия, но уже близко к ней. Поэтому возникали и возникают целые концепции, программы и проекты расширения функций современной библиотеки, нахождения новой мотивации сохранения и эффективного развития библиотек в грядущем информационном обществе. И абсолютно очевидно, что всё это возможно только с помощью Интернета.
Впрочем, панические настроения в библиотечной среде всегда были. Дмитрий Равинский (РНБ) в одной из своих статей приводит выдержку из доклада Ассоциации публичных библиотек США: «Судьба публичной библиотеки под угрозой. Книговыдача падает, финансовая поддержка уменьшается, цены на книги растут, налогоплательщики раздражены, конкуренты угрожают заменить библиотеку». В общем, всё плохо и скоро будет совсем плохо. Если бы не один факт: этот доклад был опубликован в 1972 г., и как мы видим, уже 43 года длится угроза гибели библиотеки и продлится ещё долго. Тем более что, например, по данным американской профессиональной печати, в ряде штатов произошёл всплеск посещаемости публичных библиотек, и заметным стало повышение интереса публики к их услугам, особенно там, где библиотеки находят новые инновационные формы работы, во многих случаях с помощью возможностей и сервисов Интернета.
Очень подробно о популярности массовых библиотек в США говорится в статье Маджия Гету Крауз, сотрудника посольство США в Москве «Популярнее, чем когда-либо: восприятие библиотек в США и будущие тенденции их развития» №7 2015 год.
И в американской, и в международной аудиториях всегда удивляются, когда слышат, что в США количество публичных библиотек превосходит количество «Макдональдсов». Более 9 тыс. публичных библиотек (16 тыс. – вместе с филиалами) по всей стране предлагают свободный доступ к книгам, компьютерам, интернету, образовательным мероприятиям и многим другим благам.
Например, две трети американцев имеют читательский билет, а для многих молодых людей такой билет – первая в жизни карточка в бумажнике. Далее, 300 тыс. американцев ежедневно получают помощь от своих библиотек в поиске работы, просматривая базы данных, консультируясь при написании резюме, посещая занятия по построению карьеры. И наконец, американцы приходят в свои местные библиотеки (1,4 млрд. посещений публичных библиотек в год) гораздо чаще, чем в кино и на спортивные мероприятия. Представление, что в библиотеках больше нет такого количества посетителей, как было до эры интернета, оказывается ложным.
В публикации подробный рассказ о том, чем и как привлекают своих читателей американские библиотеки.
Рассмотрим вкратце, как же библиотекам следует достойно противостоять недружественной экспансии Интернета, что и как следует использовать из развитых и развивающихся интернет-сервисов, чтобы и читателя привлечь, и самим выстоять в трудных условиях всеобщей цифровизации.
Относительно недавно введено такое понятие, как веб 2.0, которое подразумевает новое содержательное наполнение и развитие сервисов Интернета следующего – второго – этапа развития Сети. Одним из главных аспектов веб 2.0 стало формирование контента Интернета самими интернет-пользователями. Среди огромных возможностей веб 2.0 наиболее необходимые и востребованные библиотеками следующие: социальные сети и блогосфера; «облачные» технологии; семантические приложения; медиа-сервисы и RSS-ленты; почтовые медиа и потоковые данные, в первую очередь YouTube, и некоторые другие.
Координатор по информационным технологиям Центральной медицинской библиотеки при Медицинском центре Гронингенского университета (Нидерланды), Гус ван ден Брекель, пару лет назад выполнил довольно тщательный анализ практики внедрения технологий веб 2.0 в научных библиотеках. Им отмечена интересная деталь: библиотечные работники сами стали заинтересованы, чтобы читатели общались в социальных сетях, генерировали полезный контент и насыщали блогосферу умным и интересным информационным контентом. Более того, библиотечные работники, по его мнению, обязаны освоить работу в социальных сетях, блогах и особенно в Твиттере. Брекель считает: «Библиотекари могут использовать Твиттер в качестве быстрого и гибкого вспомогательного средства».
Сегодня общение читателей и библиотечных работников в социальных сетях и блогах является хорошим продолжением новых образовательных и обучающих технологий, в частности, вебинаров и онлайновых трансляций по такой схеме: основная проблема представляется в вебинаре, а её обсуждение и рассмотрение с разных позиций проходят в соответствующем разделе социальной сети и в определённых блогах. Это одна из характерных черт сегодняшней библиотечной жизни. Но социальные сети и блоги «сопровождают» деятельность библиотек и во многом другом: здесь обсуждаются и оцениваются организуемые библиотекой выставки, конференции и семинары, дискутируются результаты выполненных или разрабатываемых проектов, исследований, других библиотечных инноваций.
Библиотечные веб-сайты – это ворота в библиотеку, её визитная «карточка» в интернет-пространстве. Без сомнения, социальные сети и блоги помогают внести требуемый интерактив в работу сайта: у продвинутых библиотек – сайты хорошие, многомерные, содержат много информации, но обратной связи с пользователями нет либо она сведена до неинформативной модели отправки письма с отзывом или до гостевой книги.
Аккаунты в социальных сетях и библиотечные блоги резко повышают интерактивность обмена информацией и посещаемость библиотечных сайтов, в целом повышают интерес к библиотеке со стороны существующих и потенциальных пользователей.
«Облачные вычисления» – уже принятая многими библиотеками технология. Это такой сервис, который позволяет использовать веб-интерфейс для доступа к выделенным ресурсам, программам, файлам. Эта инновация – спасательный круг для многих библиотек, не имеющих выхода в Интернет и собственной развитой автоматизированной системы либо имеющих плохие каналы доступа к ресурсам Сети.
Многие библиотеки уже размещают свою информацию в социальных сетях, построенных на «облачных» платформах, экономят компьютерную память, зарплату, чётко определяют свою перспективу и резко увеличивают доступность и востребованность своих ресурсов.
Хочу напомнить, что в начале 2014 г. на научном семинаре, проходившем у нас, одна из тем была посвящена теоретическим основам облачных технологий.
Для желающих освежить свои знания можно порекомендовать обратить свое внимание на ст. Е. В. Ковязиной «Библиотеки в «облаках»: практические аспекты», опубликованную в №1 за 2015г.
Данная публикация посвящёна использованию облачных технологий в библиотеках российских регионов. Даны базовые определения облачных вычислений и некоторые сравнительные характеристики. Распространённые приёмы работы приведены в соответствие с моделями услуг облачных вычислений. Выделены их достоинства и недостатки. Представлены практические рекомендации по работе в каждой их этих моделей. В конце статьи делается вывод, что облачные технологии становятся повседневной реальностью в работе библиотек, хотя их полномасштабное использование в российских библиотеках находится в зачаточном состоянии в силу финансовых и технологических причин.
И в продолжение темы облачных технологий, ст. «Практическое использование облачного сервиса в работе МИБС Томска», авторы А. С. Карауш, Г. В. Павлюченко, опубликованная в этом же номере.
Рассмотрены конкретные примеры использования современных технологий облачных сервисов в Муниципальной информационной библиотечной системе г. Томска. Облачные технологии позволяют изменить работу библиотечных специалистов в части передачи данных между сотрудниками подразделений, существенно сократить время на синхронизацию и уменьшить вероятность появления ошибок данных.
В настоящее время в МИБС переведены в облачные технологии следующие задачи:
1. Заполнение дневников структурных подразделений по обслуживанию пользователей во всех библиотеках МИБС;
2. Составление графика и плана передачи посылок, грузов и документов между подразделениями МИБС;
3. Передача показаний счётчиков ресурсов из библиотек МИБС в администрацию для формирования сводных данных в энергоснабжающие организации и отчётных показателей потребления ресурсов;
4. Передача данных от библиотек о количестве оказанных платных и сервисных услуг для формирования сводного отчёта;
5. Передача данных о доставленных в библиотеки – филиалы МИБС периодических изданиях;
6. Подготовка отчётов по распределённой ретроспективной росписи периодики и ретроспективной каталогизации;
7. Сбор данных для ежеквартальных статистических отчётов, получаемых из библиотек.
В идеале использование облачных сервисов позволяет отказаться от передачи данных в виде файлов или по электронной почте между сотрудниками внутри организации, т.е. организация полностью избавляется от непродуктивной работы по сведению таблиц. При этом происходит совместное формирование документов сотрудниками разных подразделений без дополнительных затрат.
На конец 2013 г., по оценкам специалистов объём данных, хранящихся в «облаках», достиг размеров одного экзабайта (1 млн терабайт). Вполне возможно, что в недалеком будущем многие услуги и ресурсы наши библиотеки будут получать регулярно через «облака»; один из вариантов – единая «облачная» ЭБС для вузовских библиотек.
Один из главных и загадочных принципов выживаемости библиотек в новую эпоху – не бороться с Интернетом, а осваивать новые сервисы и службы, новые технологии, заставляя себя обучаться и совершенствоваться.
Что ещё может предложить библиотека?
1. Работу со своими ресурсами с использованием семантической паутины (семантического веба). Семантическая паутина сегодня является частью глобальной концепции развития Интернета. Основной акцент делается на работу с метаданными вместо распространённого сегодня анализа текстов документов.
2. Активное использование веб-приложений на библиотечных сайтах, причём с интерактивным их обновлением через Сеть, расширением пользовательского ассортимента и повышением мотивированного обращения в библиотеки (почтовые службы, YouTube, Google, Maps и др.).
3. Активное использование открытых образовательных и научных ресурсов и электронных библиотек в интересах своих пользователей с правом свободного «скачивания», естественно, разрешённого контента. Чем больше ресурсов открытого доступа будет предоставлено пользователям, причём с соответствующим консультативно-методическим обеспечением, тем больше интереса они будут проявлять к посещению библиотеки.
4. Особо отметим тенденцию последних лет: библиотеки начинают рассматривать свои фонды не просто как собрание документов, а как собрание взаимосвязанных данных. Связанные данные представляют собой модель данных, которая идентифицирует, описывает, устанавливает связи и ссылки в веб-среде.
Качество библиотечных фондов может быть выше, но они могут остаться необнаруженными, если к ним нельзя получить доступ через поисковую систему. Вначале в ответ на вызовы Интернета мы стремились поместить в веб библиотечные каталоги и обеспечить электронный доступ к библиотечным фондам, но сейчас всё яснее осознаётся необходимость интегрировать с вебом сами данные библиотеки, чтобы сделать их доступными для читателя там, где он находится, а не ждать, что он зайдёт на библиотечную веб-страницу. Пример: Национальная библиотека Франции сделала свой каталог совместимым с поисковыми системами и обнаружила, что более 80% найденных по запросам документов были получены через поисковые системы; значит, это были пользователи, которые, видимо, даже не знали адреса веб-сайта библиотеки.
Современная библиотека старается расширить свои возможности посредством привлечения новых читателей через интернет, поскольку, воспользовавшись сайтом библиотеки, каждый может найти информацию, проверить свои учётные данные и т.д.
Значительное число библиотек в России и ещё большее – зарубежных предоставляют подобные услуги достаточно широко и с качественным функционалом. «Качественный функционал» подразумевает такой функционал, который интуитивно понятен новому читателю и облегчает работу постоянным пользователям.
В связи с этим важную роль играет концепция развития библиотеки в качестве контент-провайдера.
Подробнее об этом публикация в №8 2015 год «Возрастающая роль библиотеки как контент-провайдера: тенденции развития», авторы М. В. Вахрушев и К. А. Колосов.
Концепция развития библиотеки в качестве контент-провайдера подразумевает существование собственного цифрового каталога с учётом реализации всех возможностей современной ЭБ. Одновременно с этим на сайте библиотеки реализуется функционал контекстного поиска научной информации, предоставляемого библиотекой на основе соответствующих договоров и при условии соблюдения технических требований в рамках авторского права.
В настоящее время читатель через веб-интерфейс может не только получить, сохранить, обработать соответствующую информацию – в рамках концепции контент-провайдера ему предоставляется возможность посредством использования механизма контекстного поиска информации создавать и развивать свою собственную «базу знаний» и соответственно улучшать конечный результат поиска, добиваясь его адекватности и релевантности.
Вполне естественно, что концепция контент-провайдера для  библиотеки – это  и привлечение новой, более молодой, а соответственно более требовательной целевой аудитории. И возможность так управлять информационными потоками, чтобы у читателя не возникало информационной перегрузки.
С проявлениями симптомов информационной перегрузки одной из первых сталкивается современная библиотека, поскольку она оперирует огромными массивами информации, отличающимися своей содержательностью и разносторонней направленностью. По этой причине возникает необходимость разработки и апробации новых методов и технологий поиска, отбора и представления информации.
В качестве одного из примеров реализации такой концепции можно привести создание на базе МГУКИ виртуальной библиотеки. Подробнее об этом публикация М. В. Вахрушева «Формирование Базы знаний на основе существующей научной информационной среды университета» в  №3 за 2015 г.
Университет располагает постоянно восполняемыми информационными ресурсами, в числе которых научные издания и учебно-методические пособия, диссертации и авторефераты, библиографические указатели и обзоры, справочная литература, материалы теле- и видеоконференций, электронные журналы и электронные версии печатных научных изданий, электронные учебники, научные базы данных и многое другое. Возникает проблема в семантической обработке всего объёма информации. Эта задача успешно решается с помощь т.н. Базы знаний, содержащей структурированную информацию, охватывающую некоторую область знаний. Современные БЗ работают совместно с системами поиска информации, имеют классификационную структуру и формат представления знаний. Полноценные БЗ содержат в себе не только фактическую информацию, но и правила вывода, допускающие автоматические умозаключения о вновь вводимых фактах. Пользователь получает осмысленную «информационную выжимку» по интересующему его вопросу.
Современные интернет-пользователи предъявляют повышенные требования к информационным продуктам и сервисам, желают найти интересующую их информацию или получить определённую онлайн-услугу высокого качества и в предельно короткий срок. Решению этой задачи способствуют технологии персонализации, подразумевающие технические и маркетинговые меры для адаптации интернет-ресурсов под конкретного пользователя. Подробнее о технологиях персонализации ст. Н. С. Редькиной ГПНТБ СО РАН «Персонализированное обслуживание интернет-пользователей библиотек», опубликованная в  №7 2015 год.
Рассмотрены основные технологии персонализации, позволяющие осуществлять индивидуальное обслуживание интернет-пользователей. Предложены направления развития персонализированного библиотечно-информационного обслуживания с помощью веб в соответствии с интересами как отдельных категорий, так и конкретных пользователей библиотек.
В публикации рассматривается персонализация библиотечной веб-среды как технологии предоставления пользователю персонально-ориентированных библиотечно-информационных ресурсов и услуг посредством веба. Персонализация в данном контексте – это онлайн-работа библиотекаря, который в процессе составления поискового предписания помогает пользователю получить в результате поиска релевантную информацию, повысить эффективность поиска и полезность выбранных информационных ресурсов.
Библиотекам как информационным центрам важно учитывать современные тенденции развития информационных технологий и систем, позволяющие рассматривать запросы пользователей в контексте их личных предпочтений, истории обращений к поисковым системам, предшествующей активности в браузере и на сайте библиотеки. Использование таких данных способно существенно улучшить качество обслуживания, сделать его персональным.
Целый ряд публикаций журнала посвящен очень актуальной, особенно для вузовских библиотек, проблеме оценки эффективности научной деятельности преподавателей и ученых.
Современный этап характеризуется повышенным интересом к системам научного цитирования, инструменты которых позволяют, если так можно выразиться,  «следить» за наукой.
Основная идея заключается в том, что на основе публикаций учёных и пристатейных ссылок определить тенденции развития новых направлений науки, активность авторов (и их популярность), организаций и стран, сформировать, т.н.  «карты науки».
В статье В. А. Цветковой «Системы цитирования: где благо, где зло», №1 2015 год рассмотрены вопросы использования ведущих наукометрических систем для оценки публикационной активности разных типов структур, в частности, WoS, Scopus и РИНЦ. Показаны особенности и ограничения их применения в российской научно-образовательной среде.
Стремление к интеграции национальной науки в мировую привело к тому, что в основополагающих документах стали задаваться конкретные показатели доли российских публикаций в мировом информационном потоке.
Перед российским научным сообществом Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» была поставлена задача «увеличить к 2015 г. долю публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых Web of Science, до 2,44%» по сравнению с 1,77% – в 2012 г.
Интересно отметить, что за 15-летний период (1996–2011 гг.) доля российских публикаций в мире неуклонно снижалась: в 1996 г. она составляла 2,79%, в 2001 г. – 2,36% в 2006 г. – 1,8% (для сравнения: доля США и Китая – соответственно 24% и 8,8%). По данным за 2011 г., доля российских публикаций была равна 1,67%, что сопоставимо с показателями такой страны, как, например, Нидерланды.
Такие сведения приводит в №5 2015 г. автор В. В. Арутюнов «Особенности рейтинга цитируемости российских учёных по версии РИНЦ».
В публикации рассмотрены некоторые показатели эффективности научной деятельности учёных; проанализирована цитируемость российских учёных на основе списка top-100 в естественно-научных отраслях науки с учётом данных системы Российского индекса научного цитирования.
В заключении автор подчеркивает, что цитируемость и публикуемость позволяют в определённой мере оценивать результативность деятельности учёного, но являются лишь одной из компонент оценки его научной работы, и не могут быть единственными показателями.
Показатели цитируемости и публикуемости могут использоваться для ежегодной оценки результативности работы профессорско-преподавательских коллективов высших учебных заведений, в том числе для морального и материального поощрения лучших преподавателей, занимающихся научной работой.
В статьях Земскова «Что нового в мире научных публикаций» №5 (2015)и «Компоненты успеха – тщательный анализ библиотечных ресурсов и эффективности работы» №10 (2014) речь идет о таких новых инструментах, помогающих измерить и повысить эффективность работы, как  альтернативные метрики. Автор подчеркивает, что хотя цитирование является, и будет оставаться отличным индикатором научной активности, но в ряде случаев необходим целый набор измерительных средств и способов. И как раз оценка чего-либо с позиций социальных сетей и средств массовой информации является таким дополнительным критерием.
Альтметрики введены совсем недавно, тем не менее, компания «Thomson Reuters» уже использует их для анализа результативности научных исследований.
Наш обзор начался с доклада Я. Л. Шрайберга на конференции Крым-2014, завершить мне хотелось его заключительными словами, прозвучавшими на конференции Крым-2015 (доклад «Современные библиотеки под информационно-технологическим прессингом на тернистом пути в будущее: история «борьбы» с книгой и перспективы её выживания» опубликован в №10 2015).
Библиотеки начинают новую жизнь: надо как следует научиться работать и с меняющимся фондом, и с новой генерацией пользователей. Многое уже умеют библиотеки, по крайней мере, те, кто хочет видеть себя в ближайшей перспективе востребованной ячейкой общества; но многому ещё придётся учиться, многое познавать и ещё больше делать.
Необходимо обращать внимание на все тенденции и тренды информационного окружения, учитывать их; чтобы выстоять под агрессивно наступающим информационно-технологическим прессингом, надо использовать всё новое для своего развития и совершенствования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий