вторник, 26 января 2016 г.

От открытки к книге. В. Е. Маковский. На бульваре

   Что для вас, мои читатели, открытка? Для меня - не просто картинка на картоне, о нет! Художественная открытка, открытка с репродукцией картины или фото музейного предмета - это путь к новым знаниям, ведь так много в музеях - хранилищах нашей истории - интересного! 
   В 2013 году я получил из Москвы открытку под названием "Москвичи" (такова надпись на обороте), изданную "Даринчи". И многие любители открыток, возможно, так и будут эту открытку атрибутировать. Издательство "Даринчи", о котором в Сети много противоречивых отзывов, ввело своих покупателей в заблуждение, дав новое название тому, что было названо ещё в 1880-е годы. На сайте издательства, кстати, вы эту открытку не найдёте, так что точно год издания мне не удалось установить. Как коту библиотечному, относящемуся с трепетом к распространению информации, мне захотелось рассказать о том, что за репродукция на этой открытке, восстановить справедливость! Итак...


Даринчи 101. Москвичи.
   Городской бульвар... На скамейке сидит одинокая пара очень молодых людей. Подвыпивший мастеровой с гармошкой,  в красной косоворотке, в заломленной на затылок фуражке выглядит наглым и глуповатым. Развалившись на скамейке, он уныло перебирает лады и всем своим видом выражает пренебрежение к сидящей рядом с ним молодой женщине, его жене.  По её манере держаться, по одежде видно, что она приехала к мужу в город из деревни. В склонённой фигуре, в горестно-задумчивом лице видна вся робость её натуры, даже смиренность... Сгорбившись и поникнув, держит она в руках младенца, завёрнутого в лоскутное одеяло. Рядом лежит скудный узелок с вещами. Она приехала к мужу за поддержкой, в надежде найти защиту от житейских невзгод, но очевидно, что она ошиблась... Город уже оторвал её мужа от привычного деревенского уклада жизни, и, хотя ему живётся в городе нелегко : "праздничный", выходной костюм - это порыжевший пиджак, потрескавшиеся сапоги, в деревню мастеровой уже не сможет вернуться. 
   Это картина Владимира Егоровича Маковского "На бульваре", написанная в 1886-1887 годах. В эти годы художник, окончивший Московское Училище живописи, ваяния и зодчества (1866) и с 1882 года преподающий в нём, достигает своего расцвета в творчестве. Он пишет много и ежегодно участвует в выставках Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого является с 1872 года.

Маковский В. Е. На бульваре. Фрагмент.
   Картина "На бульваре" создавалась художником на основе глубоких наблюдений. Сам он пишет о своём творческом методе так: "Я понял, что надо писать сразу. Только таким порядком можно воспроизвести натуру жизненно и верно. Но необходимо вперёд понять натуру, изучить её; необходимо вперёд поработать мозгами, а затем уже писать, не копаясь и не доискиваясь в то время, когда должно быть всё уже найдено и определено". Современники Маковского отмечали эту его черту - основательность в наблюдении. Любой его картине предшествовало множество эскизов и зарисовок, и картина "На бульваре" - итог многочисленных посещений художником московских бульваров, итог внимательного наблюдения за теми, кто там бывает. Острый глаз и чуткая душа художника не могли не заметить той драмы, которая совершалась на глазах у всех и всё же была так незаметна для прохожих обывателей.
   Мимо пары, сидящей на скамейке, равнодушно проходят такие же рабочие и мастеровые, по мостовой снуют извозчики, виднеется ряд скучных двухэтажных домов, далеко - силуэт церкви. Хмурый пейзаж дополняет художественный образ, активно участвует в раскрытии замысла картины. Он написан легко - сказываются упорные занятия В. Е. Маковского на пленэрах - выдержан в серебристо-серой гамме, оживляемой зеленоватыми и розоватыми крышами домов и осенними листьями.  Листья перекликаются по цвету с пёстрым лоскутным одеялом, красной косовороткой мастерового, каймой на подоле сарафана женщины. Картина очень красива по колориту, написана легко и свободно. Выразительность цвета помогает глубже раскрыть психологию людей. Перед нами сцена, в которой остро звучат трагические ноты.
   Картина "На бульваре" находится в Государственной Третьяковской галерее. Для этой небольшой заметки я пользовался книгами из фонда ЗНБ СГУ, которые, как и небольшая биографическая справка о В. Е. Маковском, представлены в виртуальной выставке-обзоре.
   Надеюсь, вам было интересно!
До новых встреч в блоге и в стенах ЗНБ СГУ!

Комментариев нет:

Отправить комментарий