вторник, 2 февраля 2016 г.

Кинофильмы КВО "Крупный план" в фонде медиазала ЗНБ СГУ

26 января 2016 года ведущий библиотекарь отдела технического обеспечения ЗНБ СГУ А. А. Веселова провела обзор «Кинофильмы киновидеообъединения "КРУПНЫЙ ПЛАН" в фонде медиазала ЗНБ СГУ», посвящённый 2016 году — Году российского кино. 
Предлагаем материалы обзора.




Киновидеообъединение "Крупный план" ведёт своё начало из отдела, который был организован в Союзе кинематографистов СССР  в 1988 году  в рамках Киноцентра на Красной Пресне. Отдел создавался для видеозаписей событий Союза кинематографистов – съезды, пленумы, другие мероприятия, но не всегда его работа была эффективной. Позднее было принято решение выпускать на видеокассетах отечественную продукцию: видеоприложения к популярным в то время телепередачам "Взгляд", "До и после полуночи", передачам с участием известных сатириков. С 1990 года "Крупный план" начинает выпускать на видео отечественные фильмы, отдавая предпочтение старым фильмам и фильмам, запрещённым цензурой. Некоторое время компания была едва ли не единственным производителем лицензионной видеопродукции.

   
Дискобол - товарный знак объединения
 "Крупный план",
своего рода знак качества видеопродукции.
Основу каталога «Крупного плана» составляют киноленты концерна «Мосфильм», который предоставил объединению исключительное право выпуска значительной части своей коллекции на видеоносителях. Также в число лицензиаров «Крупного плана» входят «Ленфильм», «Союзмультфильм», «Киностудия имени М. Горького» и ещё свыше сорока студий. Партнёрами компании являются также «Госфильмофонд России», «Гостелерадиофонд», «Государственный центральный музей кино» и многие другие организации.

В медиазале ЗНБ СГУ представлено значительное число кинофильмов киностудии «Крупный план». Максимальное приближение к литературному первоисточнику, передача его настроения, детальное воспроизведение эпохи, а самое главное, точные психологические портреты героев - отличительная черта  киноэкранизаций, выбираемых Компанией для переиздания.
Скан обложки одного из дисков серии.
Экранизации произведений Александра Пушкина — многочисленная фильмография, имеющая важное значение для кинематографа России.
Снимать фильмы по произведениям классика литературы в России начали практически сразу с проникновением кинематографа в страну. А к 200-летию со дня рождения Пушкина объединение «Крупный план» выпустило серию экранизаций по произведениям писателя.
В эту серию вошли 4 фильма: "Метель",  "Выстрел", "Дубровский", "Капитанская дочка".

Скан обложки видеокассеты.
Выпуск КВО "Крупный план" 1999 г.



Фильм "Метель" - романтическая история о русской женщине, русских гусарах, безумной любви и ужасной русской метели, непредсказуемо смешавшей несколько человеческих судеб...
Фильм снят по одноименной повести А. С. Пушкина из цикла "Повести Белкина" в 1964 году. Режиссёр Владимир Басов. В ролях: Олег Видов, Валентина Титова, Георгий Мартынюк, Мария Пастухова, Нина Вильвовская, Николай Бурляев и др.
         
Скан обложки видеокассеты.
Выпуск КВО "Крупный план" 1999 г.

Первую свою повесть из цикла «Повести Белкина» — «Выстрел» — А. С. Пушкин написал знаменитой болдинской осенью 1830 года, отмеченной большим подъемом творческих сил, вдохновения. 
Не случайно великий критик В. Г. Белинский высоко оценил эту повесть, считал её «достойной имени Пушкина». Все это обязывало авторов экранизации (сценарий Н. Коварского, режиссер-постановщик Н. Трахтенберг) к такой же точности, ясности повествования, глубине обрисовки образов героев, раскрытию внутренних пружин их поведения. Сильвио в исполнении артиста Михаила Козакова предстает перед нами не только человеком, окруженным сенью таинственности, он выглядит особенно драматичным, потому что мы ощущаем все несоответствие богатой, незаурядной натуры обстоятельствам жизни. Подлинная же устремленность и цельность натуры Сильвио проявляются в том, что он отдает свою жизнь, участвуя в борьбе за освобождение свободолюбивого греческого народа. Об этом последнем обстоятельстве у Пушкина рассказано всего в нескольких строчках. Авторы умело, тактично развернули финальный эпизод фильма, проясняя истинную сущность героя, вырвавшегося из плена личных забот и отдавшего себя служению большому делу. Кстати, во многих заметках Пушкина проскальзывает мысль, что Сильвио, если бы он не погиб, мог бы оказаться в рядах декабристов… 
По мотивам одноименной повести (романа) А. С. Пушкина на киностудии "Ленфильм" в 1936 году снят чёрно-белый фильм "Дубровский".  Режиссёр фильма Александр Ивановский, в ролях Борис Ливанов, Николай Монахов, Михаил Тарханов, Галина Григорьева.

           
Скан обложки видеокассеты.
Выпуск КВО "Крупный план" 1999 г.
Скан обложки видеокассеты.
Выпуск КВО "Крупный план" 1999 г.
Роман А. С. Пушкина студия «Ленфильм» решила экранизировать к 100-летию со дня смерти поэта. Крестьянский бунт, картины народного гнева — вот акцент, который должен был поставить А. Ивановский в новом фильме. В рукописи романа сохранилось несколько вариантов развязки, и А. Ивановский ознакомился со всеми и написал свою: восставшие крестьяне убивают деспота Троекурова.







Чёрно-белый фильм "Капитанская дочка" снят в 1958 году на киностудии «Мосфильм». Режиссёр фильма Владимир Каплуновский, в ролях: Ия Арепина, Олег Стриженов, Владимир Дорофеев, Сергей Лукьянов, Варвара Мясникова, Вячеслав Шалевич и другие.
Дворянин Гринёв, отправляющийся на военную службу, попадает в метель и, добравшись до постоялого двора, жалует своего проводника тулупом. Местом службы Гринёва оказывается небольшой крепостью. Он влюбляется в дочь коменданта Машу и оказывается ранен на дуэли из-за неё офицером Швабриным. Вскоре Пугачёв поднимает восстание, захватывает крепость и казнит родителей Маши, а Гринёва отпускает. Тот получает письмо от невесты и узнаёт, что Швабрин, ставший сообщником Пугачёва, принуждает её к замужеству…
Фильм получил несколько наград, в частности, в 1959 году в Локарно (Швейцария) - первую премию "Золотой парус" XII Международного кинофестиваля как самый сенсационный фильм. 
Пушкинская серия продолжается экранизацией пьесы "Пиковая дама". Автор идеи - режиссёр Игорь Масленников, известный широкому кругу кинолюбителей прежде всего как создатель русского Шерлока Холмса. Фильм снят на киностудии "Ленфильм" в 1982 году.
В главных ролях Алла Демидова, Иннокентий Смоктуновский, Виталий Соломин, Виктор Проскурин, Константин Григорьев, Александр Захаров, Ирина Дымченко, Елена Гоголева и др.

     
Скан обложки видеокассеты.
Выпуск КВО "Крупный план" 2000 г. 

Старая, выжившая из ума графиня, владеет тайной трех карт, приносящих счастье. Подвластный магической силе тайны Германн благодаря Лизе глубокой ночью проникает в дом графини и узнаёт тайну. Но гораздо позже Германна будет преследовать белый призрак старой графини...
Главная идея И. Масленникова как режиссёра оказалась основной отличительной чертой, возвышающей «Пиковую даму» над другими кинолентами-экранизациями этого произведения — он ввёл в картину рассказчика-автора, роль которого замечательно сыграла Алла Демидова. Сценарием стала сама повесть, из которой сценарист Александр Шлепянов не изъял ни слова! С первой и до последней минуты зритель слышит именно тот «пушкинский» язык, характеризующий целую эпоху, что несказанно влияет на атмосферу фильма, на его восприятие.
Линия экранизаций классических произведений, выпускаемых киновидеообъединением "Крупный план", логично продолжается фильмом-спектаклем Леонида Трауберга по поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души", снятым  в 1960 году на студии "Мосфильм". Роли исполняют ведущие актёры МХАТа : Владимир Белокуров, Виктор Станицын, Алексей Грибов, Борис Петкер, Анастасия Зуева, Юрий Леонидов, Борис Ливанов, Михаил Яншин. Постановка пьесы была осуществлена в 1932 году К. С. Станиславским и В. Г. Сахновским.

Скан обложки видеокассеты.
Выпуск КВО "Крупный план" 2002 г.

Сцены из поэмы "Мёртвые души", великолепно сыгранные артистами МХАТа, признаны одной из лучших экранизаций этого произведения Н. В. Гоголя. Яркая и динамичная игра, великолепные костюмы и декорации, точно и живо передающие атмосферу гоголевской России - несомненные плюсы фильма. В 1961 году на Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло фильм получил Приз критики.
В 2015 году исполнилось 55 лет со дня выхода экранизации. В новостном интервью подчёркивается значимость этого фильма и для сегодняшнего зрителя.



Первые экранизации произведений Л. Н. Толстого появились ещё при жизни писателя. В 1980 году литературоведом Л. Аннинским  составлена фильмография «Толстовские экранизации», куда включены все известные на то время фильмы. По данным Аннинского, до 1980-х годов роман-эпопея «Война и мир» был экранизирован, как минимум, четырежды. По роману «Анна Каренина» за 80 лет было поставлено не менее шестнадцати фильмов. За тот же период появилось порядка 22 экранизаций «Воскресения». По подсчётам Л. Аннинского, [к концу 1970-х] только за рубежом было создано не менее сорока экранизаций произведений Л. Н. Толстого. При этом, отмечает исследователь, реальное их число значительно больше. Сегодня известно около 160 фильмов по произведениям писателя, большинство из них – российские. КВО "Крупный план" выпустило несколько кассет с фильмами по романам Л. Н. Толстого.

Скан обложки видеокассеты.
Выпуск КВО "Крупный план" 1997 г.

Фильм "Воскресение" режиссёра Михаила Швейцера, вышедший на экраны в 1960-1962 гг. (2 серии) - одна из лучших экранизаций романов Толстого
.Режиссёр выбрал достаточно сложное произведение, при том довольно популярное среди экранизаций. Сюжет романа в фильме сохранён полностью. 
В ролях: Тамара Сёмина (премия "Лучшей актрисе" на Международном кинофестивале в Локарно в 1962 году), Анастасия Георгиевская, Алексей Консовский, Евгений Матвеев, Павел Массальский, Лев Золотухин, Валентина Владимирова, Александр Хвыля, Владимир Белокуров, Владислав Стржельчик и другие.


Фильм 1965 - 1967 годов  "Война и мир" по роману Л. Н. Толстого - эпическое кинополотно известнейшего советского кинорежиссёра Сергея Бондарчука. В фильме 4 серии:  "Андрей Болконский", "Наташа Ростова", "1812 год", "Пьер Безухов".

Сканы обложек видеокассет.
Выпуск КВО "Крупный план" 2003 г.
Действие происходит в России в период с 1805 по приблизительно 1813 год. Фильм рассказывает о нескольких дворянских семьях: Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых в трагический период русской истории между двумя войнами.
В ролях: Сергей Бондарчук, Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов, Олег Табаков, Борис Захава, Анатолий Кторов, Анастасия Вертинская, Антонина Шуранова, Ирина Скобцева и другие.
Фильм получил премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1969) и Главный приз Московского международного кинофестиваля 1965 года.
Вячеслав Тихонов о фильме: "Я узнал, что Бондарчук приступает к экранизации «Войны и мира», и поразился размаху его энергии, поразился его творческой смелости, ведь это безумно сложная и невероятно ответственная работа — экранизировать роман, любимый многими поколениями".
В 1998 году КВО "Крупный план" выпустило видеокассету с экранизацией пьесы А. Н. Островского "Бешеные деньги", созданной в 1981 году актёром Евгением Матвеевым , который не только снимался в кино, но и был режиссёром киностудии "Мосфильм" (с 1968 г). 

Скан обложки видеокассеты.
Выпуск КВО "Крупный план" 1998 г.
Кинокартина рассказывает вечный сюжет - брак по расчёту, может ли он быть успешен, может ли сделать счастливыми тех, кто его выбирает?
В ролях: Людмила Нильская, Елена Соловей, Александр Михайлов, Юрий Яковлев, Павел Кадочников, Вадим Спиридонов, Леонид Куравлёв, Александр Пятков, Татьяна Новицкая.

Драма «Дворянское гнездо» представляет собой экранизацию одноименного романа Ивана Сергеевича Тургенева, рассказывающего о злой иронии судьбы и сложности жизни. Молодой дворянин Федор Иванович Лаврецкий, воспитанный в загородном поместье своей жестокосердной теткой, приезжает в Москву. Однажды в театре он знакомится с обаятельной девушкой по имени Варвара Павловна. Очарованный Федор Иванович вскоре делает ей предложение, и молодые люди женятся.

Скан обложки видеокассеты.
Выпуск КВО "Крупный план" 1998 г.
Однако семейное счастье продолжается недолго. Варвара Павловна становится популярной в свете хозяйкой салона. Как-то раз в руки Федора Ивановича попадает записка, из которой он узнает о романе своей жены с одним из постоянных гостей. Обманутый муж в отчаянии покидает большой город и возвращается в своё родовое гнездо. Лаврецкий, расставшись с неверной женой, будучи в гостях у кузины, он влюбляется в её дочь - юную Елизавету Михайловну. Лаврецкий надеется на счастье с Лизой, но... внезапно объявляется его жена...
Фильм снят в 1969 году на киностудии "Мосфильм" режиссёром Андреем Михалковым-Кончаловским. В ролях: Ирина Купченко, Леонид Кулагин, Тамара Чернова, Виктор Сергачёв, Николай Губенко, Беата Тышкевич, Василий Меркурьев, Александр Костомолоцкий.
Завершим обзор рассказом о четырёх экранизациях произведений А. П. Чехова : "Дядя Ваня", "Три сестры", "Чайка", "Цветы запоздалые".

Скан обложки видеокассеты.
Выпуск КВО "Крупный план" 1999 г.
«Дядя Ваня» — художественный фильм режиссёра Андрея Михалкова-Кончаловского по одноимённой пьесе А. П. Чехова, сняты й в 1970 году на киностудии "Мосфильм".
При создании фильма перед режиссёром стояла задача максимального сохранения стиля и содержания оригинального произведения. Действие происходит в российской провинции, где жизнь скучна и кажется бессмысленно и напрасно потраченной. Дядя Ваня, русский интеллигент, едва сводящий концы с концами в этом захолустье, влюбляется в женщину, случайно на короткое время оказавшуюся в его поместье…
В ролях :Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Ирина Купченко, Ирина Мирошниченко, Владимир Зельдин.
В 1971 году на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне А. Михалков-Кончаловский за этот фильм получил приз "Серебряная раковина", в 1972 году на фестивале советских фильмов в Сорренто - приз "Серебряная сирена", в 1974 году на фестивале в Милане - серебряную медаль.

Скан обложки видеокассеты.
Выпуск КВО "Крупный план"2004 г.
"Три сестры" - фильм по повести А. П. Чехова, снятый режиссёром С. Самсоновым в 1964 году на киностудии "Мосфильм".
Написанная по заказу Московского Художественного театра и впервые представленная публике 31 января 1901 года, пьеса Чехова уже более ста лет не сходит со сцены — как в России, так и за рубежом.
На протяжении всего XX века к «Трём сёстрам» обращались выдающиеся режиссёры, в их числе Вл. Немирович-Данченко и Георгий Товстоногов, Олег Ефремов и Юрий Любимов, Лоуренс Оливье и Эрвин Аксер, — всякий раз открывая в драме Чехова новые мысли, созвучные новой эпохе. Интерес к пьесе не ослабевает и в XXI веке.
В ролях: Любовь Соколова, Маргарита Володина, Татьяна Мальченко, Леонид Губанов, Алла Ларионова, Леонид Галлис, Константин Сорокин, Олег Стриженов и другие.

Долгое время считалось, что Чехов может принадлежать только театру. Считалось, что только театр способен создать особую чеховскую атмосферу. Но режиссёр Юлий Карасик создал театр в кино, сняв на киностудии "Мосфильм" в 1970 году фильм "Чайка".
Скан обложки видеокассеты.
 Выпуск КВО "Крупный план" 1999 г.

«Чайка» поражает глубиной игры актёров, которые заставляют каждое мгновение наполнить особой мыслью и размышлением. Многозначны паузы, возникающие в размеренных диалогах. Особо впечатляет тонкая игра Юрия Яковлева, как, впрочем, и всего актёрского состава. Мы настолько погружаемся в действие, что забываем об окружающих декорациях. Хотя, возможно, декорации подобраны так идеально, что мы о них даже не задумываемся. Трагедия разыгрывается на наших глазах, мы погружаемся в глубокое внутреннее пространство героев и ощущаем безвыходность сложившейся для них ситуации.
В ролях: Алла Демидова, Владимир Четвериков, Николай Плотников, Людмила Савельева, Армен Джигарханян, Софья Павлова, Валентина Теличкина, Юрий Яковлев,  Ефим Копелян. 
Фильм признан лучшей экранизацией А. П. Чехова с лучшим актерским ансамблем. На Международном кинофестивале в Чикаго в 1973 году фильм получил "Серебряного Хьюго".

Скан обложки видеокассеты.
Выпуск КВО "Крупный план" 2000 г.
В 1969 году режиссёр Абрам Роом снимает фильм-телеспектакль по одноименному рассказу А.Чехова.
Бережно, в камерной обстановке воссоздана атмосфера одного из наиболее лиричных рассказов Чехова.
Княжна Маруся однажды влюбилась в серьёзного, делового доктора Топоркова, и понадобилась вся её жизнь, чтобы человек этот однажды отвлёкся от своего дела и взглянул ей в глаза. Её дни были уже сочтены. И она сама, и её любовь, и его внимание, и их короткое счастье - всё это, как цветы запоздалые...
В ролях: Ирина Лаврентьева, Александр Лазарев (старший), Ольга Жизнева, Валерий Золотухин,  Инна Ульянова, Александр Ханов, Ирина Шаляпина-Бакшеева, Зоя Василькова.

Обзор подготовлен по материалам, представленным в сети Интернет.

Все представленные в обзоре фильмы можно просмотреть в медиазале ЗНБ СГУ (Саратов, Университетская, 42, зал № 12).
Ждём вас в нашем блоге и наших читальных залах и абонементах!

Комментариев нет:

Отправить комментарий