пятница, 12 февраля 2016 г.

От открытки к книге. Н. С. Лесков. Левша

В 2013 году от моей коллеги по посткроссингу Светланы прилетели из Санкт-Петербурга две открытки из одного набора:

Я был несказанно рад, ведь с такими иллюстрациями не был знаком. И у меня появилась возможность узнать что-то новое, и рассказать вам, мои дорогие читатели! Тем более, что в этом году исполняется 135 лет со времени создания повести "Левша".

Светлана написала мне: "В наше время не всякий знал, кто такие Кукрыниксы, а сейчас, наверное, и подавно не знают". Сам-то я слышал это имя, но ассоциировалось оно у меня исключительно с политической карикатурой. И вот - открытие! - Кукрыниксы иллюстрировали художественную литературу!
В нашей библиотеке я нашёл замечательную книгу Галины Леонтьевны Демосфеновой "Кукрыниксы-иллюстраторы", из оглавления которой я узнал, что Кукрыниксы - М. В. Куприянов, П. Н. Крылов и Н. А. Соколов - иллюстрировали произведения Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, А. М. Горького, М. Сервантеса.
Книга написана в 1956 году, поэтому тех иллюстраций к повести Н. С. Лескова "Левша", о которых пойдёт речь дальше, в ней нет - они ещё и не были созданы тогда! Тем не менее, всем, кто интересуется творчеством Кукрыниксов, эта монография будет весьма полезной.

Демосфенова, Г. Л. Кукрыниксы-иллюстраторы / Г. Л. Демосфенова. Москва : Искусство, 1956. 216, [3] с. : ил.

Следующие слова Г. Л. Демосфеновой о творчестве Кукрыниксов, безусловно, можно отнести и к их дальнейшей работе в жанре иллюстрации, продолжавшейся вплоть до 1990 года: "На иллюстрировании классических произведений русских писателей формировалось и мастерство Кукрыниксов-иллюстраторов: художники учились видеть наиболее существенное в жизненных явлениях, учились реалистическому мастерству их отображения. Подлинный реализм глубоко национален, так как питается тесной связью с жизнью народа, жизнью родины. Работа над иллюстрированием произведений великих русских мастеров слова помогла искусству Кукрыниксов обрести национальную форму".
Сказ Николая Семёновича Лескова "Левша" - произведение глубоко национальное, живущее поныне, известное каждому в нашей стране и многим - за её пределами. Первая публикация сказа состоялась в 1881 году, в журнале "Русь", а в 1882 году повесть вышла отдельным изданием. С тех пор эта повесть, прозвище главного героя которой - левша - стало нарицательным обозначением мастера на все руки, переиздавалась огромное количество раз. С иллюстрациями Кукрыниксов книга вышла в 1974 году, в 1979 году - набор художественных открыток, одну из которых вы видели выше. На обороте каждой открытки есть выдержки из текста сказа. Вот 10-я открытка из этого набора:

Н. С. Лесков. "Левша"
10. А Платов крикнул:
- Ну так врёте же вы, подлецы, я с вами так не расстануся, а один из вас со мною в Петербург поедет, и я его там допытаюся, какие есть ваши хитрости.
    И с этим протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шивороток косого левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги.
- Сиди, - говорит, здесь до самого Петербурга вроде пубеля, - ты мне за всех ответишь. А вы, - говорит свистовым, - теперь гайда! Не зевайте, чтобы послезавтра я в Петербурге у государя был.

Этот маленький отрывок из повести вводит нас в необыкновенный языковой мир Лескова, о возникновении которого он сам говорил так: "Язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинён не мною, а подслушан у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых, у святош. Ведь я собирал его много лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету, в толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и монастырях. ... Я внимательно, много лет прислушивался к выговору и произношению русских людей на разных ступенях их социального положения. Они все у меня говорят у меня по-своему, а не по-литературному". Уже в этом отрывке мы встречаем "пубеля" вместо литературного "пудель", "свистовых", рождённых из свиста и верстовых. Это не бездумное коверканье русской речи, это поистине языковые жемчужины, вызывающие у читателя нужные ассоциации, открывающие вторые смыслы.
Весёлый и одновременно грустный, озорной и печальный сказ "Левша" издавался и в годы Великой Отечественной войны. Два издания, имеющиеся в фондах нашей библиотеки, я хочу вам представить. Обе эти книги - карманного формата, на тонкой бумаге, теперь уже пожелтевшей от времени, но с прекрасными чёрно-белыми иллюстрациями художников-графиков С. М. Пожарского, Ю. Ф. Кискачи и Г. К. Савицкого. Увидеть эти книги, изданные в годы войны, подержать в руках - прекрасная возможность вспомнить, перечитать сказ Лескова, и представить, что он значил для солдата на фронте...

Лесков, Н. С. Левша. Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе / Н. С. Лесков ; обложка и титул художника С. М. Пожарского ; иллюстрации художника Ю. Ф. Кискачи. [Москва] : Военно-Морское издательство НКВМФ Союза ССР, 1944. 55, [1] с. : ил. (Библиотека краснофлотца).

Лесков, Н. С. Левша. Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе ; Рассказы / Н. С. Лесков ; рисунки художника Г. Савицкого. [Москва] : Военное издательство Народного Комиссариата Обороны, 1945. 63, [2] с. : ил. (Библиотека журнала "Красноармеец", № 13 (38), 1945 г.).
В военные годы выходили и литературоведческие, и биографические книги о Н. С. Лескове. Три издания 1945 года сохранились в фондах нашей библиотеки.

Евнин, Ф. Н. С. Лесков / Ф. Евнин ; под ред. И. Клабуновского. Москва : Государственный литературный музей, 1945. 31, [1] с., [2] л. портр., ил.
Хочу обратить ваше внимание на то, что книга подписана к печати 28 июня 1945 года! Этот факт производит на меня необыкновенное впечатление. Всего только чуть больше месяца назад закончилась Великая Отечественная война, а уже издаются биографии писателей!
Книга имеется в нашей библиотеке, в РГБ, в Библиотеке-читальне имени И. С. Тургенева (Москва). Признана книжным памятником регионального значения.
Приведём несколько строк из этой книги. 
"Меньше, чем кто-либо другой, Лесков может быть отнесён к писателям одного какого-нибудь жанра, одной какой-нибудь темы. В идейно-тематическом и жанровом отношении его художественное наследие исключительно многообразно; широта его творческих возможностей поразительна. Рассказ из крестьянского быта и "крестьянский роман"; повесть и юмористическая новелла из жизни купечества; хроника и очерк о "делах и днях" провинциального духовенства; легенда из первых веков христианства; социально-политический роман и роман-памфлет; сказка и святочный рассказ; полупублицистический очерк и "рассказ кстати", откликающиеся на злобу дня, - таков далеко не полный перечень литературных родов, в которых подвизался Лесков.
Но над всеми этими частными темами, в качестве основной и главенствующей, пронизывающей всё творчество писателя, возвышается одна общая тема - тема России.
...В "Левше" ...запечатлена талантливость, творческая одарённость русского народа. В этом несколько затейливом сказе вскрыта подлинная трагедия русских талантов из народа в условиях самодержавно-крепостнического строя, часто обрекавшего эти таланты на жалкое существование и смерть в безвестности. Чтобы выразить горькую мысль о "ненужности" дарований, писатель в основу сюжета кладёт такую "нелепость", как подковывание стальной блохи, на что бессмысленно тратятся силы русского мастера. С этим тесно связан и общий причудливый, полуфантастический колорит "Сказа о Левше"".
Вторая книга о Н. С. Лескове, которую я хочу вам представить, также издана в 1945 году, подписана к печати 11 августа 1945 года. Эта книга - одна из первых попыток изучения творческой лаборатории Н. С. Лескова, предпринятая автором монографии Валентиной Гебель. 

Гебель, В. Н. С. Лесков : в творческой лаборатории / Валентина Гебель ; ред. Л. Тимофеев ; художник С. Пожарский. Москва : Советский писатель, 1945. 221, [2] с.; [1] л. портр. 
Титульный лист этого издания оформлен художником Сергеем Пожарским, как и титул одной из книг, представленных выше. 
В издании приведён портрет Н. С. Лескова работы В. Серова.
В предисловии к изданию В. Гебель отмечает, что Лесков - "писатель крупного и оригинального дарования... оставил нам огромное литературное наследство, которое не только не изучено, но и не систематизировано. ...Если о других писателях-классиках, - о Пушкине, Толстом, Достоевском, - помимо монографических работ, имеются многочисленные исследования, посвящённые отдельным произведениям, тем или иным частным проблемам их творчества, то о Лескове таких работ совершенно нет". Далее В. Гебель пишет: "В работах подобного характера, естественно, особо важную роль играют рукописные материалы. К сожалению, до нас не дошли рукописи многих, и преимущественно основных, произведений Лескова, как, например, "Очарованного странника", "Запечатленного ангела", "Левши", "Тупейного художника". Они, как и подавляющая масса его рукописей, затерялись в своё время в типографиях, редакциях или цензуре.
...Основную часть книги составляют главы "Как работал Лесков", "Варианты рукописных редакций", "Повторные печатные редакции", "Композиция", "Язык".
В начале книги дана вводная глава "Жизнь и творчество Н. С. Лескова".
Приведём несколько слов В. Гебель о сказе "Левша". В целом автор монографии придерживается той же точки зрения на "Левшу", что и Ф. И. Евнин, отмечая: "В сказе о Левше ярко запечатлелись и талантливость русского человека из народа, и строй, губящий эти замечательные таланты". Интересны факты, приведённые В. Гебель, о том, как "Левша" был принят критикой и читателями.
"Народническая критика восьмидесятых годов приняла "Сказ о стальной блохе" холодно. "Левша шёл вразрез с традиционным образом либерально-народнической литературы этого времени - сереньким, невежественным, средним мужичком, каким создала его крепостническая Россия. Именно в таком плане оценивали "Левшу" в восьмидесятых годах "Отечественные записки":
"...если же русские мастера при необразованности таковы, то что же из них выйдет, если им преподать из арифметики четыре правила сложения, и невольно парите высоко-высоко над Европой, превознося русские таланты и верноподданность" ("Отечественные записки", 1882, № 6, с. 257-259).
С другой стороны, тема трагической судьбы гениального самоучки была разрешена в форме "шутовского", по выражению Михайловского, сказа.
"В наше время, когда крепостное право отошло в область предания и чесать пяток на сон грядущий уже некому, подобные "сказы" могут оказать значительную услугу, - иронизировала "Дело" в рецензии о "Левше" ("Дело", 1882, VI, с. 102).
Критики не поняли, что и сама форма сказа "под лубок" отвечала характеру авторского замысла: дать в "Левше" нарочито "простонародное" толкование историческим событиям и лицам".
И, наконец, третья монография о Н. С. Лескове, принадлежащая перу известного советского литературоведа, писателя, доктора филологических наук Леонида Петровича Гроссмана.

Гроссман, Л. Н. С. Лесков : жизнь - творчество - поэтика / Леонид Гроссман ; ред. В. Гебель.  Москва : ОГИЗ ; Государственное издательство художественной литературы, 1945. 319, [2] с.
Книга подписана к печати 1 сентября 1945 года. Монография, посвящённая жизни и творчеству Н. С. Лескова, написана прекрасным, живым языком, опирается на различные источники, в том числе и рукописные, а также периодические издания 1860 - 1890-х годов и др. Перед читателем проходит вся жизнь Н. С. Лескова, его семья, его путешествия и дорожные впечатления. Во второй части монографии автор, Л. Гроссман, подробно освещает отдельные аспекты творчества писателя. Приводим содержание книги: 
Издание также включает библиографию произведений Н. С. Лескова и исследований о нём. В завершении библиографии Л. Гроссман пишет: "В тексте книги имеются ссылки на дополнительную литературу по отдельным вопросам. В виду незначительной изученности художественного наследия и жизненной судьбы Лескова я придерживался метода пристального изучения материалов для обстоятельного изложения основных фактов его биографии и творчества, по возможности собственными словами. Было бы неосторожно синтезировать и обобщать свои впечатления об этом авторе без обоснования своих выводов на малоизвестных и весьма выразительных высказываниях самого Лескова. Свободный от цитат и документов, цельный творческий "портрет" этого писателя - дело будущего. Лицо его ещё нельзя давать "крупным планом", в размашистой и вольной манере художественного этюда. Нужно ещё следовать в работе о нём приёмам столь любимой им "строгановской школы", детальной и внимательной к тонким мелочам действительности. Вот почему в основу этого исследования о Лескове положен его собственный метод: "Много читать и набирать мозаикой"".
В процессе работы над этим постом мне посчастливилось стать обладателем набора открыток "Н. С. Лесков. "Левша" в иллюстрациях художников Кукрыниксов", и я незамедлительно сделал виртуальную выставку по этому набору. Желаю вам приятного и познавательного просмотра!
Жду вас в читальных залах ЗНБ СГУ и в блоге!

Полезные ссылки:

Комментариев нет:

Отправить комментарий