понедельник, 15 февраля 2016 г.

От открытки к книге. В. Е. Маковский. Объяснение

В июле 2011 года от Марьи из Москвы прилетела ко мне такая вот открытка.


В. Е. Маковский (1846-1920).
Объяснение. 1889-1891.
Холст, масло. 53х39,5
Государственная Третьяковская галерея.
Москва : Изобразительное искусство, 1974.
  Небольшим рассказом об этой картине Владимира Егоровича Маковского (1846-1920) я и завершу серию постов к юбилею художника. В критической литературе часто цитируются слова самого В. Е. Маковского о методе его работы. Будет уместно снова обратиться к ним: "Я понял, что надо писать сразу. Только таким порядком можно воспроизвести натуру жизненно и верно. Но необходимо вперёд понять натуру, изучить её; необходимо вперёд поработать мозгами, а затем уже писать, не копаясь и не доискиваясь в то время, когда должно быть всё уже найдено и определено". Картина "Объяснение" - одна из лучших работ художника, это законченный рассказ, поэтичная сцена, в которой художник, тем не менее, находит и комическую сторону, и мастерски даёт почувствовать её нам, зрителям. Здесь сказывается и живая наблюдательность В. Е. Масковского, и всё совершенствующаяся манера живописи, умение передать характерность действующих лиц и обстановки. В картине "Объяснение" художник выступает и замечательным колористом, и тонким психологом.     Ранее мы говорили о В. Маковском как о художнике, чьё творчество имеет прежде всего социально-критическую направленность, лишённую, тем не менее, нот осуждения и ярого обличения. Маковский-бытописатель показывает в своих работах негативные стороны жизни прежде всего с иронией, чаще - с мягким юмором. Картина "Объяснение" выполнена в совершенно иной манере, это полотно просветлённо-поэтического плана.
     У рояля, в комнате, залитой мягким ровным светом, происходит объяснение в любви между юношей и девушкой. С присущей В. Маковскому проникновенностью передано мучительное состояние юноши в этот трудный момент : выражение покрасневшего лица, неуверенный жест рук, неустойчивая поза, потупленный взгляд, зажатая под мышкой фуражка - всё выражает состояние неуверенности, смущения. Девушка же прячет волнение ожидания под напускной отстранённостью, мы видим некое напряжение в её фигуре, её опущенные глаза, грустное лицо не дают молодому человеку никакой уверенности в её благосклонности. Художник выбрал для картины самое трудное мгновение - молчаливую паузу, когда известные слова уже предугаданы, но ещё не прозвучали.
   Сцена объяснения передана непосредственно, искренне, и вызывает у зрителя лёгкую улыбку (кто же из нас не переживал подобного!). Лёгкие краски, тепло летнего воздуха, наполняющего изображённую комнату, тонкие живые тени, заполняющий террасу солнечный свет - всё это создаёт приветливую и одновременно несколько напряжённую атмосферу.
  Москвичи могут увидеть оригинал картины в Третьяковской галерее.

Ждём вас в наших читальных залах, каталогах и  в блоге!

Комментариев нет:

Отправить комментарий