четверг, 18 февраля 2016 г.

В этот день в 1911 году в Аллахабаде...

поднялся в воздух самолёт пилота Анри Пике. Казалось бы, что особенного? А дело в том, что в этот день в Аллахабаде, что находится в Индии, происходила большая выставка искусств и ремёсел. И появления самолёта над площадью многие ждали! Что же делал пилот Пике в воздухе? Он совершал первый в мире почтовый перелёт в Наини.
  Человечество мечтало о полётах, наверное с тех пор, как научилось ходить. Бескрайние просторы неба манили смельчаков разных стран и континентов, но только с наступлением XX века, ставшего веком изобретения аэропланов, осуществилась эта мечта.

  В книге Ефрема Борисовича Соркина (А410603. Соркин, Е. Почта спешит к людям / Е. Соркин. Москва : Знание, 1977. 127, [1] с. : ил.), в главе "На стремительных крыльях" о начале авиаперелётов написано так: "25 июля 1909 года французский авиаконструктор и лётчик Луи Блерио преодолел Ла-Манш. Он впервые в мире покрыл на самолёте расстояние в 32 километра, пролетев между Англией и Францией.
  Так было положено начало внеаэродромным полётам. Лётчики продолжали дерзать.
  В 1911 году русский пилот Г. В. Алеханович совершил первый 100-километровый перелёт по маршруту Петербург-Гатчина-Петербург со скоростью 92 километра в час. Лётчик А. А. Васильев привёл свой аэроплан из Петербурга в Москву. Были проложены новые воздушные маршруты: Берлин-Петербург, Севастополь-Петербург".
   Но вернёмся в Аллахабад. Что же там происходило? Пилот Анри Пике по просьбе местной почтовой администрации брал на борт своей машины письма, открытки, бандероли. Самолёт поднимался с территории выставки и садился у почтамта. На почтовых отправлениях ставился специальной красной краской штемпель на английском языке: "Первая воздушная почта. (Объединённая национальная выставка, Аллахабад, 1911)". Небольшая часть корреспонденции служебного характера получала оттиски чёрного цвета. Штемпель был изготовлен по заказу правительства Индии почтовым ведомством в городе Алигаре и является уникальным: клише было уничтожено сразу же после окончания полёта.
  Первый опыт почтового авиаперелёта, хотя и не имел практического значения, всё же положил начало развитию авиапочты. В 1911 году авиапочтовые линии появились в Англии, Франции, Дании, Италии, в 1912-м  - в Германии и России.
   Обратимся снова к книге Е. Соркина.
   "Особой комиссией Всероссийского аэроклуба под председательством камер-юнкера Сергеева закончена выработка плана организации первых в России опытов воздушной почты, - цитирует автор "Почтово-телеграфный журнал" за 1912 год. - Перевозка корреспонденции на аэропланах будет начата предстоящей весной. Пока решено установить воздушную почтовую линию между комендантским аэродромом, с одной стороны, и Царским Селом, Гатчиной, Петергофом, Кронштадтом и обратно, с другой. Почтово-телеграфное ведомство обещало аэроклубу полное содействие и согласие выпустить специальные аэрописьма и марки. Перевозку корреспонденции на аэропланах согласились взять на себя известные авиаторы Васильев, Лебедев, Лерхе, Янковский и Агафонов".
  Развитие почтовой авиации было прервано историческими событиями на территории России: смена государственной власти, государственного строя, Первая мировая и Гражданская войны. Опытная воздушная линия открылась только в 1918 году по маршруту Сарапул - Екатеринбург, в 1919 году - по маршруту Москва - Петроград. На этих трассах использовались военные самолёты "Илья Муромец". В 1921 году открылось воздушное сообщение "Москва - Орёл", и это было началом регулярных авиапочтовых перевозок.

  В 1923 году было создано акционерное Российское общество добровольного воздушного флота - "Добролёт". На закупленных в Германии "Юнкерсах" по первой регулярной авиалинии гражданского воздушного флота открытки, посылки и бандероли полетели в Нижний Новгород, Казань, Владивосток, Хабаровск, Ташкент, Ашхабад. И именно летом 1923 года первая авиапочта прилетела в Саратов!
  В книге  Николая Андриановича Сафонова и Владлена Ароновича Карлинского (850772. Сафонов, Н. Письмо отправляется в путь : рассказы о зарождении и развитии отечественной почты / Н. Сафонов, В. Карлинский. [Москва] : Связь, 1965. 68, [3] с. : ил.), посвящённой истории и развитию российской почты, есть небольшая глава "Письмо обретает крылья". В ней рассказывается о самолётах, которые первыми курсировали по почтовым авиалиниям, о русско-германском обществе воздушных сообщений "Дерулюфт", о первых русских специальных авиапочтовых марках, о единственной марке,  изданной только для оплаты авиакорреспонденции.

    Ещё одна книга об истории русской почты - с первого летописного упоминания о посылке вести на Руси в 885 г. и до 1782 г., когда был создан единый орган управления средствами связи - Главное почтовых дел правление - принадлежит перу Александра Николаевича Вигилева и не затрагивает нашей сегодняшней темы (А828674. Вигилев, А. Н. История отечественной почты / А. Н. Вигилев. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Радио и связь, 1990. 311, [1] с. : ил. ISBN 5-256-00345-3.). Но я рекомендую её тем, кто хочет узнать истоки русской почтовой службы, и тем, кто любит русскую историю.

Жду вас в наших читальных залах и в блоге!

Полезные ссылки:

Комментариев нет:

Отправить комментарий