В 2017 году исполняется 120 лет со дня выхода первой книги в издательстве братьев Сабашниковых, вписавших в российское книгоиздание одну из самых ярких страниц. О их жизни и деятельности и пойдёт наш рассказ.
Сергей Васильевич Сабашников |
Михаил Васильевич Сабашников |
Родители будущих издателей — Михаила Васильевича и Сергея Васильевича Сабашниковых — Василий Никитич и Серафима Савватьевна — были состоятельными людьми. В 60-х гг. XIX в. они держали в своих руках значительную долю торговли чаем в пограничном городке Кяхте (Троицко-Савск), а также вкладывали часть капитала в развитие сибирской золотопромышленности.
Кяхта тех времён была оживлённым пограничным перевалочным пунктом Великого
восточного торгового пути из России в Китай и Индию через Монголию.
В 1870 г. семья
переселилась в Москву, где и родились Михаил (в 1871 г.) и Сергей (в 1873 г.)
Сабашниковы. Семья жила широко и открыто. В доме бывали многие известные люди:
Анатолий Фёдорович Кони, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Антон Григорьевич
Рубинштейн, Александр Иванович Чупров и др.
После смерти
родителей младшие дети остались на попечении старшей сестры (в замужестве
Барановской), которой в это время едва исполнилось 20 лет.
Михаил и Сергей
росли слабыми здоровьем и ходили только в первые классы гимназии. Затем их
воспитание и образование было поручено известному педагогу Николаю Васильевичу
Сперанскому, который пригласил для их обучения талантливых учёных: Николая
Саввича Тихонравова, будущего академика, виднейшего историка русской
литературы, физика Дмитрия Петровича Езучевского, ботаника Петра Феликсовича
Маевского и других известных учёных.
Сам Николай
Васильевич Сперанский после окончания историко-филологического факультета
Московского университета занялся в Москве частной педагогической практикой.
Именно тогда он и попал в дом Сабашниковых. С годами стёрлась возрастная
разница, и учитель и его ученики стали близкими друзьями.
Вот что
вспоминал Михаил Васильевич о годах своего обучения:
Ф. Д. Корш |
«Совершенно
исключительный интерес представляли мои занятия с Фёдором Евгеньевичем Коршем,
с которым мы читали в подлиннике Гомера и Овидия. Его эрудиция изумляла всех,
кому приходилось вступать с ним в общение, и даваемые им комментарии блистали
широкими обобщениями и глубоким анализом текста. На некоторые уроки мои Николай
Васильевич Сперанский ходил, чтобы послушать Федора Евгеньевича». (М. В.
Сабашников. Воспоминания (о Фёдоре Евгеньевиче Корше (славянист, востоковед,
поэт-переводчик) с. 114)). (1)
«Уроки рисования
мы брали у художника Николая Авенировича Мартынова на его квартире... Уроки
наши были по воскресеньям, начинались с 10-ти часов утра и затягивались до 2-3
часов дня.
Николай
Аверинович был неутомим. Сутуловатый, с шапкой всклоченных волос на голове и
раскидистой бородой, щуря один глаз, он переходил от одного ученика к другому,
внимательно всматривался в работу и затем, беря карандаш, уголь или кисть,
молча поправлял рисунок учащегося, показывая как нужно делать.
Н. А. Мартынов. |
Любовь к
пейзажной живописи, культивировавшаяся Николаем Авенировичем, очень тонким
пейзажистом-акварелистом, была причиной нашей последней, неожиданной с встречи
Иваном Абрамовичем Морозовым в 1922 г. Я издавал брошюру Петра Петровича
Перцова о Щукинском собрании новой французской живописи. И мне пришла в голову
мысль предложить Перцову (2) включить в книгу сведения о других имеющихся в Москве
сведениях новейшей французской живописи, помимо Щукинского музея. Это побудило
меня посетить Морозовскую галерею на Пречистенке, известную мне по прежним
временам. Я встретил там Ивана Абрамовича... он окружен был группой молодёжи,
весьма оживлённо и, несомненно, интересно говорил про движение в новой французской
живописи, иллюстрируя рассказываемое на примере своей коллекции....»
(М. В.
Сабашников. Воспоминания (о Николае Авенировиче Мартынове. С 114)). (1)
«Не стану дальше
распространяться о приглашённых к нам преподавателях. Все они хорошо известны в
Москве своими выдающимися дарованиями или впоследствии ярко выделились.
…Скажу только,
что как в выборе преподавателей, так и в планировании занятий первенствующее
значение имел сам Николай Васильевич Сперанский. Он всё организовывал, за всем
следил, брал на себя то те, то другие предметы.
В обращении
Николая Васильевича с нами не было ни менторства или доктринёрства. О чём бы он
с нами ни говорил, всегда казалось, что ему это также ново, свежо и интересно,
как и нам». (М. В. Сабашников. Воспоминания с.117, 118). (1)
Занятия братьев
Сабашниковых напоминали университетские, и послужили той базой, на которой
сформировались научные интересы будущих издателей. Особенно серьёзно
Сабашниковы занимались естествознанием. Сдав экзамены экстерном в Московский
университет, они поступили на естественно-историческое отделение
физико-математического факультета, которое закончили: старший в 1896 г.,
младший — в 1898 г. Но ещё до поступления в университет в 1891 г., когда
старшему было 18, а младшему 16 лет, Михаил и Сергей Сабашниковы задумали
издать свою первую книгу. Интересуясь ботаникой, братья хорошо знали о нуждах
этой науки в России. В частности, остро ощущалось отсутствие пособия, дававшего
полное представление о растительности средней полосы России. Тогда они
предложили своему учителю, учёному ботанику-систематику и флористу Петру
Феликсовичу Маевскому, составить такой определитель. В 1891 г. вышли «Злаки средней
России», а в следующем — «Флора Средней России» — главный труд учёного. Эти
первые издания не имели ещё издательской марки Сабашниковых, а две книги —
«Курс рисования для средних учебных заведений» Николая Авериновича Мартынова
(1891) и «Флора Средней России» (1892) Петра Феликсовича Маевского — были
напечатаны как «издания Барановской», нёсшей за них материальную
ответственность. Эти книги до сих пор используются специалистами, правда, уже в
более позднем издании.
В издательстве
М. и С. Сабашниковых вышли три крупные работы Николая Васильевича Сперанского:
«Очерки по истории средней школы в Западной Европе» (1896), «Очерки по истории
средней школы в Германии» (1898) и «Борьба за школу. Из прошлого и настоящего на
Западе и в России» (1910). (3).
Почти 15 лет
пробыл Николай Васильевич за границей, изучая школы Парижа, Дрездена, Мюнхена.
Вот что он пишет в своей книге «Борьба
за школу. Из прошлого и настоящего на Западе и в России». Новая струя в
народном образовании. (Письмо с Мюнхенской выставки 1908 г.):
«Науку делает
наукой и образование делает образованием не их предмет, а форма их, их способ
отношения к предмету: не что, а как. Нельзя стать идеальным человеком, не став сначала дельным, полезным для
ближних человеком. Изучить и уметь как следует делать что-нибудь одно даёт
более высокое образование, чем знание множества вещей наполовину». (С. 82).
Первые книги с указанием издательской фирмы М.
и С. Сабашниковых стали выходить с 1897 г. Это — второе издание «Осенней флоры
Средней России» П. Ф. Маевского (1897), перевод «Краткого учебника
неорганической и физической химии» В. Рамсея (1898) и другие. Тогда же на
обложках выпускаемых книг стали печататься первые каталоги Сабашниковских
изданий.
На первых порах авторами и
переводчиками книг были преподаватели и друзья Сабашниковых: Алексей Евгеньевич
Грузинский, Николай Васильевич Сперанский, Николай Авенирович Мартынов,
Вячеслав Евгеньевич Якушкин (см. 4, 5, 6, 7).
Издатели
Сабашниковы стремились к популяризации ценнейших произведений науки
и культуры всех времён и народов. Особое внимание уделялось культуре
художественного оформления и полиграфического исполнения изданий. С Сабашниковыми сотрудничали известные советские художники-графики: Владимир
Андреевич Фаворский, Дмитрий Исидорович Митрохин, Алексей Ильич Кравченко.
Но основой
книги всегда оставался её текст. Это подтверждают и те имена крупнейших
русских и зарубежных учёных, которые считали честью печататься у Сабашниковых:
Фаддей Францевич Зелинский, Климент Аркадьевич Тимирязев, Михаил Александрович
Мензбир, Пётр Борисович Ганнушкин, Абрам
Фёдорович Иоффе, Мстислав Александрович Цявловский и др. (см. 8,9,10,11,12,13). Свой путь в
литературу начал здесь выдающийся советский писатель Леонид Максимович Леонов,
напечатавший у Сабашниковых свои первые рассказы.
Благодаря
большим заслугам перед русской наукой и культурой М. В. Сабашникову, который
после смерти младшего брата в 1909 г. возглавлял издательство, удалось
сохранить его и после революции. По словам
Анатолия Васильевича Луначарского, при обсуждении вопроса о частных
издательствах В. И. Ленин заметил: «наиболее культурным из них, вроде Сабашниковых, надо помогать, пока не
будем в силах их заменить полностью».
Продолжение
Продолжение
Источники:
1.
А489135
Сабашников, М. В. Воспоминания / М. В. Сабашников. Москва : Книга, 1988. 510 с.
2.
59170
Перцов, П. П. Третьяковская галерея.
Историко-художественный обзор собрания
/ П. П. Перцов. Москва: Изд. М. и С.
Сабашниковы, 1922. 94 с.
О современном русском искусстве в издательстве Сабашниковых в 1922 году вышел «Историко-художественный обзор собрания Третьяковской галереи».
Перцов, П. П. Третьяковская галерея. Зал XV, художники 1900-х годов. с. 78-79:
«…Врубель любит краску ради неё самой и у него чисто восточное ощущение её реальности и самостоятельного бытия... Лермонтовский образ гордого и мятежного духа преследовал художника всю жизнь. Большое полотно Третьяковской галереи даёт характерный облик, этот распростёртый среди геологического пейзажа горных вершин бледный призрак с каменными чертами похожего на маску лица, в его павлиньем оперении, в натянуто-изломанной позе, имеет в себе что-то театральное, и не даёт никакого впечатления мистического прозрения.
В конце-концов, это слишком парадный и нарядный демон. Стоит сопоставить эту фигуру с поистине демоническими образами современного испанца Пикассо или старого испанца Гойи, чтобы почувствовать всю неизмеримую разницу во впечатлении. В картине Врубеля наиболее примечательным остаётся её горный пейзаж, где сказалось то осязательное впечатление камня, которое вообще характеризует его кисть. Камень у Врубеля не мёртв: он живёт…».
3.
А205294
Сперанский,
Н. В. Борьба за школу. / Н. В. Сперанский.
Москва :Изд. М. и С. Сабашниковых, 1910. 239
с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий